ВЕСТИ ЯКУТИИ // Сегодня, 20 июля, в Госдуме будет рассмотрен законопроект о запрете неуправляемого использования дистанционного обучения в школах. В июле прошлого года группа депутатов Государственной думы из фракции «Справедливая Россия» под руководством председателя партии Сергея МИРОНОВА представила законопроект, ограничивающий применение дистанционного обучения в общеобразовательных школах. Инициаторы считают, что оно должно использоваться только с информированного согласия родителей, а не по прихоти или потребности администрации образовательных учреждений.
Уроки пандемии наглядно показали, что в определенных условиях дистанционное обучение может быть полезным. Однако даже после снятия карантинных ограничений, наших детей все чаще заставляют сидеть дома перед мониторами. Уже без объяснения причин или, в крайнем случае с причиной вроде «школа готовится к выборам или экзаменам, и посторонним в ней не место».
В ответ на законопроект представители правительства России и Комитета Государственной думы по просвещению прислали отрицательное заключение. Оно сводится к следующему: школа имеет автономию в выборе методов обучения детей. Другими словами, ее деятельность оценивают только по результатам, а какими методами она достигает этих результатов — это руководителей школы.
Автономность школ неизбежно приведет к попыткам полностью исключить учителя из этого процесса и передать учебный процесс искусственному интеллекту. Сегодня ему доверяют определение пути развития личности учащихся. Но кто может гарантировать, какой путь выберет разумная машина и как поведет вашего ребенка по этому пути?
Законопроект от представителей «Справедливой России» был разработан после многочисленных обращений родительских сообществ. Он год пролежал в Государственной думе, прежде чем его наконец-то удалось довести до голосования. В интернете полно сообщений о поддержке законопроекта, предлагается выразить свое мнение по этому вопросу на почту председателя Государственной думы Вячеслава ВОЛОДИНА.
Елена САВЕЛЬЕВА, учитель русского языка и литературы СОШ №10 г. Якутска:
— Как учитель я против дистанционного образования. Сидя за компьютером, я не вижу, что происходит у ребенка. По идее мы даже не имеем права заставить его включить камеру и звук. У нас был случай, когда мы пытались убедить одну маму, чтобы ее ребенок включал камеру во время урока. Она сказала, что у них нет финансов купить новый гаджет, пользуется тем, что имеют, а камера там не работает. И по закону мы ничего противопоставить не можем. Поэтому у меня на уроке сидели два-три человека с включенными камерами, я видела, что они работают, а чем занимаются другие – понятия не имею.
Потом, когда приходят на очное обучение, видим, что материал абсолютно не усвоен, никаких знаний нет, и начинаем проходить все заново. А учебный процесс расписан, в нем нет времени на повторное изучение пройденного. Вот и приходится как-то, извините, выкручиваться, пытаясь ликвидировать хоть какие-то пробелы в знаниях.
По моему мнению, дистанционное обучение вредит и самим педагогам. Когда нет контакта, обратной связи, что остается: просто говорить — любой может взять учебник и прочитать. Убивается творчество, нет эмоциональной связи с ребенком – а это уже не педагогический процесс, а что-то другое. Студентам можно просто читать лекции, а школьникам – нет, они не смогут таким образом получить знания.
Еще одна серьезная проблема в том, что в России нет платформы, отвечающей требованиям учебного процесса. Сейчас нам рекомендовали использовать «Сферум». Его нужно доработать до такого, чтобы я могла писать задания, давать возможность ребенку добавлять, исправлять – участвовать в процессе обучения. А «Сферум», извините, даже простую видеоконференцию не тянет.