ВЕСТИ ЯКУТИИ // Сразу шесть наслежных депутатов из Усть-Алданского улуса объявили о снятии своих полномочий. Журналисты издания ТайгаПост выяснили, причем здесь школьное образование.
Очередная запланированная на 15 июня сессия Соттинского наслежного Совета оказалась сорванной. Шесть депутатов вдруг утратили доверие к председателю представительного органа, которую горячо поддерживали менее года назад. Нюргустана ЖИРКОВА уверена, что такая резкая перемена настроения коллег вызвана ее попыткой провести разбор местного школьного образования, результатами которого давно недовольны односельчане.
Председатель Совета Жиркова, избранная от «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ-ЗА ПРАВДУ», рассказала ТайгаПост следующее:
— В мае я подала депутатский запрос в улусное управление образования и Соттинскую школу, в котором попросила сообщить результаты ЕГЭ и ОГЭ, и сколько выпускников из Соттинцев поступило в вузы на бюджетные места за последние пять лет. Также пыталась выяснить масштаб кадровой текучки в общеобразовательном учреждении. Из разговоров следовало, что за исключением единственного целевого места ни один выпускник Соттинской школы в прошлом году не поступил в вуз на бюджетное обучение. Похожая картина была и в предыдущие годы. Я просто хотела разобраться, попытаться помочь нашей школе в налаживании качественного образовательного процесса. Не исключаю, что могу ошибаться, поэтому и направила запросы.
После получения ответов объявила о намерении провести «Депутатский час» по состоянию дел в Соттинской школе. Затем шесть депутатов из 13 находящихся в наличии подали заявление о сложении полномочий.
— Нюргустана Ивановна, демарш коллег вы связываете именно с вашей попыткой провести слушания по школе?
— Безусловно. Среди тех, кто подал заявление о сложении полномочий, директор школы, его заместитель, заведующий детским садом, председатель родительского комитета и далее по списку – все, в той или иной мере, связаны с системой образования. На сессии 15 июня они проголосовали за то, чтобы первым в повестке поставить вопрос об их заявлениях о сложении полномочий, после чего ушли, сессия была сорвана.
— Может, у вас личный конфликт с директором школы? Почему именно сейчас озаботились состоянием дел в ней?
— Личного конфликта у нас нет. Ирина Михайловна ПЕТУХОВА тоже является депутатом наслежного Совета. Рабочие разногласия у нас возникли весной, когда одна учительница в WhatsApp объяснила причину своего увольнения. По словам педагога, у нее с директором произошел конфликт на педсовете, с которого затем выгнали учителя и вслед попросили написать заявление об уходе. Этот случай широко обсуждался в группах. Общественники требовали предать его огласке с подробным разбором и выводами.
Я просто сбросила их мнения в другие группы, после чего директор Ирина Михайловна мне позвонила, потребовала удалить сообщении и обвинила в использовании должностного положения. Я отказалась что-либо удалять, ответив, что мой гражданский долг – не проходить мимо подобных фактов. Тогда меня заверили, что конфликт педагога и директора исчерпан, учительница остается работать. Но затем узнала, что перед ней не извинились, педагог уволилась и переехала в Якутск. Тогда я и направила запросы в соответствующие инстанции в надежде получить подробные ответы.
— А ответы были подробными?
— Не совсем. На остальное надеялась получить ответы в ходе инициированного мною «Депутатского часа». По регламенту на нем должны быть приглашенные, предложила всем подать кандидатуры. Никто не отозвался, тогда сама пригласила восемь человек, включая представителя улусного управления образования, главу наслега, завучей Соттинской школы, общественников. Но чтобы «Депутатский час» не состоялся, шесть депутатов объявили о намерении сложить свои полномочия. Я это только так понимаю.
Председатель Совета Нюргустана ЖИРКОВА избрана от партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ». Большинство обидевшихся на нее коллег (в своих заявлениях они указали, что утратили доверие к председателю) представляют «Единую Россию». Гасить пламя околошкольного раздора в Соттинцы бросились председатель улусного Совета, заместитель главы улуса. 20 июня в администрации наслега они прорабатывали Жиркову, как мантру повторяя, что нельзя допустить роспуска Совета депутатов.
Выход нашли быстро: ради кучки обидевшихся единороссов убрать председателя наслежного Совета, которую большинством голосов коллеги избрали лишь в сентябре прошлого года. Понаехавшие в Соттинцы чиновники вдруг вспомнили, что в некоторых других селах местные Советы возглавляет глава наслега. А когда один человек отвечает и за исполнительную, и за представительную власть, он не будет задавать самому себе неудобные вопросы, к примеру, почему школьникам не хватает знаний поступать на бюджет…
Нюргустана ЖИРКОВА, председатель Совета депутатов Суоттунского наслега:
— Совещание в администрации наслега прошло 20 июня, на 22 июня была назначена внеочередная сессия. Полагаю, на ней будет поставлен вопрос о внесении изменений в устав наслега, чтобы глава мог совмещать свою должность с должностью председателя Совета. Только что сообщили, что новая дата сессии 23 июня. Но вряд ли она состоится – кворум не наберется, многие депутаты в отъезде.
— Вас беспокоит, что «Единой Россией», а мы понимаем это именно так, запущен механизм отстранения вас от должности?
— Честно, пока даже не знаю, как к этому относиться. Я на должность не рвалась, так что, если останусь без нее, многое не потеряю. Меня больше беспокоит, почему они все так боятся «Депутатского часа» о состоянии дел в Соттинской школе? Пришли бы, рассказали – мы же все соседи, односельчане, может, какая помощь нужна. Там учатся наши дети, внуки. Как мы можем не волноваться, что происходит?
Заместитель главы улуса Семен Семенович БУРНАШЕВ на собрании признал, что этой темой я взбудоражила население, а депутаты от меня отвернулись. И предложил добровольно сложить полномочия. Но, во-первых, не все депутаты отвернулись. А раз народ взбудоражен, значит, проблема есть. Они хотят решить ее просто, убрав меня. Но проблема-то и без меня останется!
Председатель улусного Совета Иван Иванович КОЛОДЕЗНИКОВ сказал, что своими запросами и «Депутатским часом» я вмешиваюсь в кадровые вопросы школы, не находящиеся в компетенции наслега. Да не в кадровые вопросы я вмешиваюсь! Я лишь спросила: сколько учителей уволилось за пять лет, а причины могут быть разные, с которыми надо разбираться. Но они избегают, показывают, что школа закрыта от общества, и всё, что в ней происходит, может касаться только директора и чиновников. Разве это правильно?