Вести Якутии // Школа будущего или Школа мечты – так можно назвать Международную арктическую школу (МАШ) в Якутске, где сегодня побывали журналисты в рамках пресс-тура. Журналистов встретила и провела по школе директор Татаринова Сардана Степановна — Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), Отличник образования Республики Саха (Якутия).
Первые 184 учащихся из всех районов республики начали обучение в ней три года назад. Перед педколлективом стояла задача создать школу международного уровня, в образовательном процессе которой были бы задействованы все самые передовые технологии. Заручившись поддержкой правительства Якутии, коллектив школы под руководством директора Сарданы Татариновой самостоятельно определял, какие направления, какие кружки будут в школе, соответственно чему приобреталось оборудование – дроны, робототехника, среды моделирование, компьютеры Apple, панели и все остальное, также свето-музыкальная аппаратура в актовый зал для организации детского театра.
Здесь есть все для всестороннего развития детей – бассейн, актовый зал, конференц-зал, столовая, спортивный и хореографический залы, планетарий, видео-студия, . В учебных кабинетах имеются интерактивные сенсорные доски и другое оборудование, отвечающее современным образовательным стандартам. Школьники из районов республики проживают в интернате. Поскольку МАШ не типовая школа, здесь своя столовая, своя медицинская служба. Городских детей возят 4 школьных автобуса.
— В 2013 году, будучи мэром Якутска Айсен Сергеевич Николаев инициировал создание этой школы в Якутске, чтобы воспитать здесь поколения граждан республики, которые будут строить ее будущее. По договору ГЧП компания ВИС построила это прекрасное здание школы, оснащенное всем необходимым для эффективного педагогического процесса, — рассказала Сардана Татаринова. – При этом компания ВИС по договору до 2026 года будет осуществлять техническое обслуживание и содержание здания школы. И до этого времени директор находится в идеальных условиях – занимается образовательными процессами, не отвлекаясь на техническую часть.
МАШ – это республиканская школа, учредителем является правительство региона. Поступить в школу имеет право любой ребенок, она обеспечивает доступность образования независимо от места жительства. Но дети проходят конкурсный отбор. Наши требования – чтобы дети хорошо учились, были мотивированными, участвовали в различных мероприятиях – спортивных, культурных, интеллектуальных. То есть стремились к тому, чтобы развиваться и достичь каких-то высот.
Поскольку это в первую очередь языковая школа, то первый вступительный экзамен по английскому языку. Второй экзамен – это математика, потому что мы считаем, что фундаментальные знания по математике — основа всех остальных познавательных результатов. И собеседование, в котором принимают участие и родители. Детей принимаем в седьмой класс, здесь они продолжают обучение до окончания школы. Есть, конечно, определенные трудности в этом, но желающих много. Конечно, было бы лучше, если бы дети приходили к нам в пятый класс после начальной школы. В этом городу есть определенное количество мест в 8-10 классах, на которые мы дополнительно примем учеников, — говорит директор.
-У школы свой календарный график – в первом полугодии две большие четверти, во втором полугодии – три маленькие четверти, — продолжает свой рассказ директор Сардана Татаринова. — Каждая четверть завершается зачетной неделей. В школе 10-балльная система оценок. Такие нововведения направлены на то, чтобы изменить позицию учителя, чтобы уроки не шли так, что учитель все время говорит, а ученики зачастую не участвуют в процессе.
Поэтому у нас много молодых учителей, они более активно внедряют смешанные формы обучения, используют онлайн платформы, другие ресурсы. Также есть и опытные учителя, методисты, которые хорошо знают цели и задачи учебных занятий. Также определенные требования и ответственность накладывает и название школы – международная, что подразумевает международные образовательные программы. И требования к нашим учителям конечно выше. Всего в школе работают 43 педагога, но реально их больше, потому что преподаватели восточных языков — китайского, корейского, японского – работают у нас по совместительству, а также немецкий и французский языки преподают совместители.
И плюс – поточное обучение. Первоначально учителя относились скептически к этому, первыми начали преподаватели иностранных языков, а сейчас уже подхватывают учителя пор всем предметам. Они увидели, что это эффективно, учитывает особенности детей. При поточном образовании дети выбирают базовый уровень, и расписание уроков выстраивается под интересы детей, они расходятся на разные предметы – или на профильные, или на базовые.
Также в школе работают много кружков – практически по всем предметам. Здесь дети не только могут углубить свои знания по выбранной дисциплине, занимаясь практически ежедневно, но и посещать кружки для расширения кругозора и получения новых практических навыков. То есть во второй половине дня работает система дополнительного образования.
Наша главная задача – иностранные языки. Мы идем от изучения языков как предмета к полилингвальному обучению. То есть один предмет – математика – изучается на русском и английском языке, или, например, история – на русском и китайском.
В прошлом году из школы впервые вышли 54 выпускника. Один из них уехал учиться в Китай, 12 человек поступили в СВФУ, все остальные поступили в центральные вузы, в основном это Москва, Санкт-Петербург. Получается, 20 процентов поступили в СВФУ, 80 процентов – уехали в другие города. В этом году ожидается, что больше выпускников школы поступят в международные вузы.
Недавно наши дети были в профориентационной поездке в Санкт-Петербург. Это одна из точек развития Арктики. Мы говорим, что страна большая, возможностей много, но наша миссия – это развитие Арктики, и я говорю, что Арктика – это Россия, и Арктика – это Якутия.