Аналитики ФоРГО и приглашённые эксперты обсудили ключевые факторы, влияющие на исход предстоящей избирательной кампании, оценили степень активности партий и эффективность агитационной работы, электоральную поддержку участников выборов и, конечно же, сделали свои прогнозы, передают Вести14.
Согласно прогнозным оценкам, составленным на основе анализа прогнозов ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение» и ИНСОМАР, в ФоРГО прогнозируют результат «Единой России» в пределах 42-46% (ФОМ прогнозировал 41,3%, ВЦИОМ — 42%, ИНСОМАР — 45,1%).
Что касается КПРФ, то, по прогнозу ФоРГО, коммунисты получат результат в пределах 17-19% (ФОМ прогнозировал 19,2%, ВЦИОМ — 19%, ИНСОМАР — 18,6%).
По оценкам фонда, третьей партией, которая должна преодолеть проходной пятипроцентный барьер, будет ЛДПР — в ФоРГО прогнозируют результат либерал-демократов на уровне 11-13% (ФОМ прогнозировал 14,9%, ВЦИОМ — 11%, ИНСОМАР — 12%).
Результат партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», согласно консенсус-прогнозу ФоРГО, ожидается в пределах 7-9% (ФОМ прогнозировал 7%, ВЦИОМ — 8%, ИНСОМАР — 8,1%).
Кроме того, эксперты ФоРГО полагают, что шанс преодолеть проходной барьер есть у партии «Новые люди», результат которой, по оценкам ФоРГО, ожидается в пределах 3,5-5% (ФОМ давал прогноз по этой партии на уровне 4,6%, ВЦИОМ — 5%. ИНСОМАР — 5,2%).
В ФоРГО также считают, что сопоставимые шансы пройти в Госдуму есть и у «Партии пенсионеров» — прогнозируемый фондом результат также в пределах 3,5-5% (ФОМ давал по этой партии прогноз на уровне 3,6%, ВЦИОМ — 3%, ИНСОМАР — 3,2%).
Комментируя возможные результаты выборов, председатель правления ФоРГО Константин Костин констатировал, что поддержка «Единой России» (ЕР) в этот раз будет ниже, чем в 2016 году.
«Очевидно, что партия заплатит снижением уровня поддержки за важные, но непопулярные реформы, которые были проведены в течение прошедших пяти лет, а также за негативные последствия пандемии.
Понятно, что пандемия – это форс-мажор, но люди так устроены, что власть и партия власти несут ответственность за все, что происходит, в том числе и за негатив», – пояснил Костин.
Тем не менее, по его мнению, ЕР провела достаточно яркую и интересную кампанию, использовав точные обращения к большим целевым группам.
«Впервые в таком объеме и в таком масштабе партия работала на мобилизацию своих сторонников, поэтому политическая задача сохранения большинства или же переподтверждения права на конституционное большинство, возможно, будет решена», – полагает Костин.
Итог избирательной кампании для КПРФ и ЛДПР, по мнению политолога, можно охарактеризовать словосочетанием «осень патриархов», под которыми имеются в виду лидеры партий Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.
Это заметно и по проходящим сейчас дебатам. Ранее эксперты ФоРГО отмечали, что лидер либерал-демократов участвует в этой дебатной кампании без прежнего огня и напора. Атаки оппонентов Жириновский по-прежнему умело отбивает, но делает это непривычно скромно — он почти никого не перебивает, не кричит, активно не жестикулирует.
КПРФ к подбору участников дебатов подошла, мягко скажем, своеобразно. Все кандидаты от компартии выступают шаблонно и безэмоционально. Любопытно, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов так и не принял участие пока ни в одних дебатах.
«Вся повестка работала на коммунистов, они активно пытались стать главными выразителями протестных настроений и собрать большинство протестных голосов. Коммунисты изначально предполагали очень высокий результат – в диапазоне 25-27%, но максимум, что они получат, – 19%. То есть с задачей выйти на какой-то исторический максимум по уровню поддержки КПРФ не справляется», – считает председатель правления ФоРГО.
Результат ЛДПР, по словам Костина, является прогнозируемым и ожидаемым. Мечта лидера партии Владимира Жириновского повторить успех 1995 года и обогнать КПРФ останется нереализованной, уверен эксперт.
Что касается нового партийного конгломерата «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СР – П – ЗП), он достиг своей политической цели, полагает Костин.
«Несколько лет назад рейтинги «Справедливой России» находились на таком уровне, что многие начали говорить о том, что у них не получится легко сохранить парламентский статус. Но благодаря объединению, появлению новых политиков в списке партия с запасом преодолевает пятипроцентный барьер, сохраняет парламентский статус и возможность для перезагрузки к следующему федеральному циклу», – отметил Константин Костин.
Партия «Новые люди» в свою очередь, по оценкам политолога, провела качественные дебаты, в которых ее представители работали не на свой имидж, а на узнаваемость и повышение привлекательности партийного бренда в целом.
«Новые люди» «топчутся» с «Яблоком» на одной электоральной поляне, емкость которой небольшая – порядка 8%. Здесь существует ситуация сообщающихся сосудов: то, что убывает у «Яблока», прибывает у «Новых людей». Какой итог мы увидим 19 сентября, зависит от того, как «Яблоко» и «Новые люди» поработают на последней неделе кампании», – подытожил Костин.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов назвал особенности избирательной кампании. Во-первых, отметил Виноградов, налицо феномен пониженных рейтингов партий, во-вторых, апатия общества, в-третьих, в кампании для избирателей было много скучного, но она понравилась кандидатам – они чувствуют себя героями, например, Максим Шевченко.
Ранее в ФоРГО отмечали, что выступления того же Шевченко, привлекающие столько внимания СМИ и пользователей соцсетей, зачастую весьма неоднозначные и совершенно пустые по смыслу. Выступления Максима Шевченко на дебатах могут оказать краткосрочное положительное влияние на его персональный рейтинг, причем не как политика, а исключительно как медийного персонажа. Поэтому дебаты Шевченко — это про капитализацию его личного бренда, но уж точно не про работу на рейтинг РПСС перед выборами.
Александр Асафов, политический аналитик, политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» в свою очередь добавил, что на исход выборов повлияют как негативные, так и позитивные факторы. Среди негативных эксперт назвал пандемию, среди позитивных – многодневность голосования (напомним, что в сентябре, согласно постановлению ЦИК, выборы впервые будут проводиться в течение нескольких дней подряд.- Л.В.). Асафов уверен, что ДЭГ поднимет явку, прежде всего, среди лояльного электората, и прежде всего в Москве.
«Те, кто давно не приходил на избирательные участки, при ДЭГ могут принять участие в выборах», – сказал эксперт. При этом Асафов считает, что, несмотря на закрытость информации о выборщиках при ДЭГ, не только молодёжь примет участие в выборах дистанционно. Люди старшего поколения также примут участие, а цифровой избиратель не будет отличаться от традиционного. Из зарегистрировавшихся на дистанционное голосование 1 млн 800 тысяч избирателей 93%, считает Асафов, будут голосовать удалённо.
Виктор Потуремский в связи с этим добавил, что голосовать дистанционно будут те, кто доверяет Госуслугам, а Константин Костин отметил, что в ДЭГ примет участие 50-56% избирателей.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков остановился на том, что на предстоящих выборах будут работать два института, с которыми ранее страна не сталкивалась – трёхдневное голосование и ДЭГ. Именно они, считает эксперт, сыграют свою роль в результатах выборов. Это новая практика, которая, по прогнозам Центра политической конъюнктуры, приведёт к тому, что в результате выборов 19 сентября «Единая Россия» получит 292-306 мандатов в Государственной Думе, КПРФ – 67-70 мандатов, ЛДПР – 39-42, «Справедливая Россия» – примерно 28, «Яблоко» – 1-2 мандата, самовыдвиженцы – 3-5 мандатов. Остальные – по одному мандату. Но, отметил эксперт, около 20 округов на данный момент остаются остроконкурентными, поэтому возможно некоторое изменение прогноза.
Особо Чеснаков остановился на том, что российская парламентская система готовится к своеобразной перетряске: выборы 2026 года пройдут в новых условиях. При этом надо быть готовыми к тому, что будет с КПРФ и ЛДПР. Что делать с ними, по мнению эксперта, – вопрос уже 2022 года.
«Придёт новое поколение политической элиты, со своим мышлением, они вытолкнут на «политическую помойку» некоторые политические партии, они будут более жёсткими и агрессивными», – считает Чеснаков.