Руководитель АО «Водоканал», кандидат в депутаты Государственной Думы РФ Анатолий Кырджагасов дал большое интервью Вестям14.
— Анатолий Андреевич, зачем вы идете в Госдуму? Вы руководитель крупного, значимого для республики предприятия, не один созыв являетесь депутатом городской думы, где также приносите пользу городу и горожанам. Вы политик, возглавляете республиканское отделение партии «Гражданская платформа», общественный деятель. У вас есть все – статус и полномочия депутата, опыт и авторитет руководителя, есть возможности для реализации.
— У меня, как у директора АО «Водоканал» планы расписаны на пять лет вперед — надо многое успеть. Я уже три созыва являюсь депутатом Якутской городской Думы и мне обидно, как народ оценивает депутатов и чиновников, — как воров и мошенников. Причем это не сиюминутная оценка, это оценка последних десятилетий.
К сожалению, не всегда депутаты принимают решения, которые бы соответствовали ожиданиям и нуждам народа.
Хотелось бы, чтобы честные, смелые, принципиальные депутаты, которые есть в местных, региональных законодательных собраниях, обновили состав Государственной Думы.
— Вы идете на выборы под слоганом «За чистый воздух! За чистую политику!». Вы имеете в виду что-то конкретное или же это такая метафора?
— Думаю, что и наши избиратели, которые дают такую нелестную оценку депутатам, знают, что политика довольно грязное дело. Но я верю, что политика может быть чистой и сравнимой с чистым воздухом, с чистой водой, с чистыми помыслами, со всем тем, что является наилучшими условиями для жизни человека.
— То, что вы в ваших тезисах подробно останавливаетесь на вопросах экологии, выглядит убедительно – все мы страдаем от удушливого дыма лесных пожаров, сгубивших миллионы гектаров леса.
— Да, это так. Я предлагаю принять закон о компенсации жителям зон природного неблагополучия. Лето этого года показало, что природные лесные пожары пришли к нам надолго.
Как предполагают ученые, это связано с глобальными климатическими изменениями, и Якутия оказалась на пике этих событий.
Сегодня в республике обозначились основные признаки зоны экологического бедствия: разрушение естественных экосистем; устойчивые отрицательные изменения экосистем; деградация окружающей среды; дефицит чистого воздуха; рост заболеваемости; и прочее.
Исходя из этого, государство должно признать Якутию зоной природного (экологического) неблагополучия. Тогда республика будет требовать, а не ждать незамедлительной федеральной помощи в тушении лесных пожаров. Государство обязано участвовать в оздоровлении и реабилитации населения, находящегося в зоне природного неблагополучия, компенсируя проезд к местам отдыха и на санаторно-курортное лечение. Государство должно оплачивать медицинское лечение, обследование детей, пожилых людей и больных на 100 процентов.
Стоит задуматься и о создании зон «чистого воздуха», по типу эвакопунктов. Это могут быть специализированные помещения с очищенным воздухом и комфортной температурой для пребывания там людей в момент экологического бедствия.
Мы должны создать на базе Академии наук Якутии региональную программу по изучению последствий воздействия лесных пожаров на население. На основе этих исследований подготовить научно-технологические решения о жизни и деятельности населения Якутии в период действия лесных пожаров. Нам нужно учиться жить в новых условиях изменяющегося климата на планете.
Но и человека нельзя рассматривать отдельно от экологии, так как он дитя природы – сам часть экологии. И соответственно, мы, заботясь об окружающей среде, в первую очередь заботимся о себе. То, что творится в последние годы, не есть хорошо, и я предполагаю, что частые лесные пожары в последние годы стали еще и следствием системных ошибок. После развала Советского Союза не стало совхозов, которые проводили контролируемые сельхозпалы и отвечали за их последствия. Развалилась отрасль лесоохраны, и сегодня мы видим, как начинаются потуги к возврату прежней системы.
Сегодня не проходит месяца, чтобы в республике не было зарегистрировано какое-либо экологическое происшествие – добывающие компании загрязняют реки, озера, воздух, из-за чего гибнет рыба, птицы, люди лишаются источников питьевой воды. И каждый раз находятся «адвокаты», уверяющие, что ничего страшного нет, природа все стерпит…
Не менее важна, на мой взгляд, и экология души. Сегодня мы видим, как в социальных сетях люди, даже незнакомые, поносят друга последними словами. Информация о том, что кому-то нанесли увечья, избили, ограбили или даже вообще лишили жизни, стала обыденностью и мало кого на самом деле волнует. Это говорит об очень глубоком кризисе, поразившем все наше общество.
— Какие самые острые проблемы стоят сегодня перед страной? И какие из них требуют безотлагательного, на ваш взгляд, решения?
— Да, в нашей стране много проблем, но главное зло — это коррупция. Мы любим рассуждать об Америке, негодяях-европейцах, но не они на самом деле наши враги. Это в первую очередь, коррупция, во вторую – мы сами.
У нас много структур – антикоррупционные комитеты, прокуратура, ФСБ, следственный комитет, полиция, общественники – вроде есть кому с коррупцией бороться. Но, как мы видим, пользы от их работы мало.
Что такое коррупция? Это бедное население, нестабильность политической и экономической систем страны, нарушение конституционных принципов социальной справедливости и равенства, криминализация общества.
Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества. Поэтому создание реально работающего антикоррупционного закона, раскрывающего причины коррупции и разработка механизмов ее профилактики должно стать одним из первых для нового состава Государственной Думы.
Всем известны исторические факты искоренения коррупции, например, в Америке, Европе, самый известный пример – Сингапур. И мы видим, как сегодня там живут люди, какой там уровень жизни! Недаром очень много россиян мечтают уехать с родины и искать счастья в «европах».
Нам необходимо начать борьбу закрытостью и кастовостью профессий в государственном секторе. Существующая система найма госслужащих не способствует конкуренции при отборе кандидатов. В России сегодня нет объективных критериев отбора судей, прокуроров, госслужащих. Все это снижает качество кадрового состава и способствует конфликтам интересов, кумовству и клановости, а в итоге — игнорированию коррупционных преступлений.
Победив коррупцию, мы получим новый толчок к развитию России, мы увидим научные открытия, новые производства, новую социальную политику, у нас сразу случатся прорывы в образовании, здравоохранении… Богатства нашей страны будут приносить пользу ее людям.
— Вы искренне считаете, что Государственная Дума Российской Федерации способна решать вопросы, связанные со всесторонним улучшением жизни россиян?
— Если бы я думал иначе, я не стал бы выдвигать свою кандидатуру. Парламент — одна из важных ветвей государственной власти, которая субсидиарно с исполнительной властью отвечает за все, что происходит в стране – хорошее и плохое, к сожалению, сегодня этого нет. Именно ответственность сделает Государственную Думу тем органом, который определяет успешное развитие государства и счастливую, обеспеченную жизнь населения.
Сегодня пришло время, когда ГосДума должна взять на себя ответственность за принятые ею и неработающие или плохо работающие законы. Как я уже говорил, в первую очередь надо реформировать антикоррупционное законодательство: реформировать судебную систему, поменять критерии назначения судей, прокуроров и чиновников всех уровней, сделать их открытыми и понятными для граждан.
Наказание за коррупционные преступления должны быть не только жестким, но и неумолимым — любое проявление коррупции должно караться лишением свободы на срок от 5 лет. Внедрить практику конфискации незаконно заработанных средств и имущества, в том числе и у родственников коррупционеров.
Должно стать справедливым и пенсионное обеспечение северян, переехавших в другие регионы. Недопустимо, делать перерасчет пенсий в сторону понижения в соответствии с региональными нормами. Жители Севера в тяжелых условиях заработали эту пенсию, и никто не вправе ее отнимать!
— Как считаете, достаточно ли сегодня государственных мер в поддержку семьи и материнства? У вас, как у многодетного отца, наверняка есть ответ на этот вопрос.
— За последние годы появилось достаточно много пакетов помощи семьям – материнский капитал, социальные проекты. К сожалению, в мою бытность молодым отцом я не воспользовался такой поддержкой государства, ее просто не было. Но, видя уровень жизни населения, я думаю, что этих мер недостаточно. Сегодня содержать свою семью очень сложно. Чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни многие трудятся на нескольких работах. Сегодня мы видим, что вместо поколений, которые привыкли полагаться на государство, приходят новые поколения людей — активных, предприимчивых, думающих, ответственных. Надо только дать им в руки инструмент, чтобы они начали зарабатывать, и не мешать им. Государство должно создать условия, чтобы люди стали самодостаточными, уверенными в завтрашнем дне, растили успешных самостоятельных детей.
— Как вы думаете, что может стать триггером развития экономики России и нашей республики в частности? И какие процессы и решения тормозят это развитие?
— По факту многие жители Якутии лишены конституционного права граждан на свободу передвижения, потому что нет дорог, аэропортов, речного транспорта. В советское время якутяне имели возможность свободно передвигаться по республике на самолетах малой авиации. Сегодня мы как будто провалились в дикое прошлое: транспортная доступность отдаленных населенных пунктов сопряжена с множеством проблем. На севере республики жители неделями ждут, когда к ним прибудет вертолет, который порой обслуживает по три-четыре улуса. Так быть не должно.
В Госдуме я буду работать над продвижением законов об упрощении процедур сертификации коммерческих перевозок пассажиров и грузов судами малой авиации. Тогда предприниматели на легких самолетах или вертолетах смогут доставлять больных и медицинский персонал, перевозить грузы и пассажиров. Сейчас такая сертификация непосильна предпринимателям, потому что у нас требования к крупному перевозчику, как например, «Аэрофлот», и к малому — одинаковые. По оценке экспертов, для открытия компании, которая занималась бы малыми перевозками пассажиров, необходимо около трех миллиардов рублей. Наконец, принятие этих законов создаст новые рабочие места, доступные авиабилеты и возможность передвижения по нашей необъятной республике.
Также предлагаю снизить, или вообще отменить НДС, НДПИ и акцизы на топливо. 70-80% стоимости топлива в России складывается из этих налогов. В итоге мы имеем высокие цены на все товары и услуги. По сути, такие налоги душат экономику страны, не дают развиваться предпринимательству.
Я считаю, что не надо забывать о своих истоках, своей истории. Россияне всегда славились своей душевностью, порядочностью. К сожалению, 90-е годы принесли нам совершенно другую ментальность, когда в драке за материальные блага не останавливались ни перед чем. Одним из драйверов, я думаю, должна стать порядочность, честность, — те ценности, которые всегда определяли моральный код России.
И опять я повторяю, что борьба с коррупцией станет заслоном перед скатыванием страны в пропасть, перед разделением россиян на богатых и бедных, перед распродажей ресурсов страны богатейшими кланами.
— Считаете ли вы справедливым и возможным постановку вопроса о предоставлении жителям северных, тем более арктических, территорий особого режима налогообложения, введения для них дополнительных выплат, социальных гарантий, льгот — при получении образования, при трудоустройстве и т.д. Также и для малого бизнеса – снижение налоговой нагрузки с учетом социальной роли, которую они на себя берут.
— Этот вопрос – один из первых, который должен поставить в Госдуме депутат от нашей республики, кем бы он ни был. Наша страна очень большая, мы этим по праву гордимся. Но при этом законы, определяющие все аспекты нашей жизни, должны учитывать особенности регионов России. Я считаю, что в нормативных актах обязательно должны учитываться региональные условия – нельзя ставить знак равенства между, скажем, Краснодарским краем и нашей республикой. Учитывая климат, близость к центру, рынкам сбыта, источникам энергоресурсов, развитую транспортную сеть краснодарцы по всем статьям выигрывают у нас, якутян. За коммунальные услуги в Краснодаре платят в несколько раз меньше, чем у нас в Якутии. Продукты стоят дешевле. Да и поездка на море не становится катастрофой для семейного бюджета.
Даже в южных районах республики зона рискованного земледелия. Скотоводство тоже зависит от погоды: жарким засушливым летом не всегда удается запасти достаточно кормов на долгую зиму. Отсутствие круглогодичных дорог не позволяет бесперебойно обеспечить даже необходимыми продуктами отдаленные населенные пункты.
Высокая стоимость энергоносителей влечет за собой и запредельные цены на все остальное – продукты, промышленные товары, услуги. Доступность связи, интернета также должны быть не только на бумаге, но и на деле. Та пресловутая северная зарплата зачастую не выдерживает конкуренции с более скромными доходами живущих в теплых краях – все съедает дороговизна! Так что парламентарии должны не только гордиться великой Россией, но и понимать, что в разных частях государства совершенно разные условия для жизни, и люди в разных условиях куют славу нашей страны. И всегда помнить и учитывать это.
В Госдуме буду добиваться создания на территории всей Якутии особой экономической зоны — зоны свободной от НДС, где предприниматели станут работать без ЕНВД, а УСН не превысит 1%.
Мы должны минимизировать административные барьеры по участию в тендерах, госзакупках, аренды, либо покупки земли в собственность.
Сделать прозрачной работу комиссий в муниципальных и государственных органах, отвечающих за тендера, землю и недвижимость. В этих комиссиях должна быть ротация – эти меры не только создадут благоприятные условия, но позволят снизить цены на товары и услуги.
Нам надо развивать малое промышленное производство, современное сельское хозяйство, «зелёную» энергетику и образование. Без предпринимателей невозможно создание рабочих мест, внедрение научных разработок, создание на местах интеллектуальных производств. В развитых странах доля микро-, малого и среднего бизнеса составляет до 80% — это рабочие места, средний класс и налоговая база для бюджета.
Как мы знаем, существует немало структур, которые должны помогать предпринимательству – министерство, фонды поддержки предпринимателей, вроде бы существуют гранты, субсидии. Все это есть. Только предпринимательство наше все так же находится в печали и унынии. Государственная Дума должна на законодательном уровне приветствовать и поощрять всякую деловую инициативу наших граждан.
Не надо забывать о большой социальной нагрузке, которая ложится на малый бизнес – давая работу людям, таким образом, бизнес поддерживает их семьи. Местные бюджеты получают доходы, благодаря чему имеют возможность решать какие-то свои проблемы. Так что поддержка предпринимательства, создание режима благоприятствования для него должна стать одним из приоритетов государственной политики нашей страны.
— Вы в своих интервью неоднократно говорили о занятиях бегом. Вы возглавляете республиканскую Федерацию легкой атлетики, поддерживаете наших известных спортсменов.
— Я всегда, сколько себя помню, занимался спортом. Правда, всегда был в любительском спорте, профессионалом стать не довелось, хотя шансы были. Был президентом Федерации тайского бокса РС(Я), затем возглавлял Федерацию бокса города Якутска и вот уже третий год являюсь президентом республиканской Федерации легкой атлетики.
Активным бегом занимаюсь уже третий год. Принял участие в двух марафонах. Считаю, что бег не только успокаивает человека, гармонизирует его состояние, но и дает возможность четко и грамотно планировать свой день, что для меня, как руководителя, немаловажно. Я агитирую за здоровый образ жизни, за бег, стараюсь личным примером показать пользу спорта.
Сегодня в «Водоканале» работает Клуб любителей бега. На утреннюю пробежку зачастую выхожу не один, а с работниками компании.
Считаю, что те, кто бегают, — позитивные люди, излучающие добро.
В связи с пандемией (у плохого, как оказалось, тоже можно найти хорошую сторону) стало гораздо больше бегунов в городе. Каждое утро вижу сотни бегающих на набережной. Это очень впечатляет. Это здорово, что люди ищут возможность своего оздоровления. И властям надо создавать все условия для занятий спортом.
Что касается поддержки наших спортсменов, то я, как руководитель Федерации легкой атлетики хочу подчеркнуть — сегодня спортивную славу республики поддерживают девушки-легкоатлетки. Не борцы, не боксеры (которых всегда больше других поддерживало республиканское руководство), а именно девушки, участницы марафонов, победительницы на марафонских дистанциях в России и за рубежом – Сардана Трофимова, Изабелла Борисова, Надежда Гоголева, Диана Адасько, Наталья Леонтьева и многие другие. Сегодня они прославляют республику на спортивных аренах, в их честь звучит гимн нашей страны. При этом финансирование нашей Федерации, как и раньше, осуществляется по остаточному принципу — денег не хватает даже на экипировку. Остается надежда только на спонсоров. Хочется надеяться, что отношение к нашим спортсменам изменится.
— Среди якутской аудитории нередко слышны мнения, что государство могло бы выплачивать населению долю от добычи полезных ископаемых по примеру Канады, Норвегии, ОАЭ. Как вы считаете, такой вопрос в принципе возможно рассмотреть в российском парламенте?
— В принципе возможно. Эта практика распространена в мире. Да и в нашей стране как будто кто-то платит нашим жителям. Однако, эти деньги зачастую попадают в различные фонды, где используются очень непонятно и непрозрачно. Поэтому эту схему нужно изучить, движение денег отследить, чтобы каждый понимал, сколько денег достается той или иной территории, территориальному органу. Чтобы решить этот вопрос, я думаю, нужна законодательная воля и прозрачность процессов.
— Какими принципами вы собираетесь руководствоваться при принятии решения как парламентарий?
— Это очень простой принцип – постоянная связь с населением. И голосовать за решения, которые смогут улучшить жизнь людей, улучшить инвестиционный климат региона, улучшить социальные условия. То есть только во благо народу. Буду работать с обращениями своих избирателей о возможной коррупции в госорганах, добиваться честного и открытого расследования.
— А какой вы дома – как муж, отец, дед. Считаете ли вы, что мужчина должен брать на себя часть домашних хлопот? Умеете ли готовить, например?
— Я самый обычный муж, самый обычный отец и самый обычный дед. Также как многие я люблю и умею готовить. Борщ и плов наиболее удачно получаются, и их я готовлю чаще всего. Как многие я в свободное время рыбачу, столярничаю, кошу сено, сажаю картошку… Единственное, что не умею – это ухаживать за домашними растениями. У нас дома это женских рук дело.
— Спасибо за ответы. Успехов вам в избирательной кампании.