В мире пистолет Макарова (ПМ) нередко называют «русским вальтером». Кое-кто считает это намеком на то, что идею ПМ наши разработчики заимствовали у конструкторов завода «Вальтер» в 1945 году, когда советские войска заняли город, где было расположено предприятие. Однако историки квалифицированно объясняют, что эта версия несостоятельна, поскольку первоначально в Целла-Мелис вошла армия США, которой и досталась вся самая важная документация.
По мнению большинства, прозвище «русский вальтер» – это, несомненно, комплимент, поскольку в то время вальтер считался неоспоримым лидером. И наш пистолет Макарова ему нисколько не уступал. В конце концов, ПМ действительно был признан одним из лучших пистолетом ХХ века, наряду с тем же вальтером, а также браунингом, «Береттой» и «Астрой Констэбл». Как и автомат Калашникова, ПМ стал настоящим оружием-легендой.
Конструктор объяснял свой успех колоссальным трудом, вложенным в создание пистолета. «Достаточно сказать, что я в то время работал ежедневно, практически без выходных дней, с восьми часов утра и до двух-трех часов ночи, – писал Николай Федорович Макаров. – В результате я дорабатывал и расстреливал образцов в два, а то и в три раза больше, чем мои соперники, что, безусловно, дало возможность в совершенстве отработать его надежность и живучесть».
Создание пистолета стало самым значительным достижением Николая Федоровича. Однако помимо этого Макаров успешно занимался авиационными пушками АМ-23, противотанковыми ракетными комплексами «Фагот» и «Конкурс». За вклад в укрепление обороноспособности страны, большие заслуги в создании образцов новой военной техники в 1974 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Он стал лауреатом Сталинской и Государственной премий, был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.