Вернувшись в родную республику с одной сумкой, он доказал, что амбиции, помноженные на целеустремленность и трудолюбие, способны свернуть горы.
Офисы в четырех городах России, многопрофильный бизнес, крепкая команда единомышленников, надежный семейный тыл. В свои 37 он повидал немало взлетов и разочарований. Ему ничего не доставалось даром. Николаев рассказал, как все начиналось, что пришлось преодолеть и чего еще хочет в этой жизни.
Родился в Бердигестяхе. Род Николаевых берет начало с местности Хаамыга возле села Мытаах Горного улуса. В раннем возрасте с родителями переехал в ленское село Беченча, где окончил девять классов. Семейная жизнь у родителей не задалась. И Василий признается, что в детстве ему не хватало отцовского совета. Потом с мамой и сестренками было возвращение в Бердигестях, где парень с золотой медалью окончил улусную гимназию.
Выпускник Сибирского государственного университета путей сообщения Новосибирска по специальности «юриспруденция», второе высшее образование получил в Сибирской академии государственной службы по специальности «налоги и налогообложение».
Став дипломированным юристом в 2006-м вернулся в Якутию. Был договор о трудоустройстве с компанией «Железные дороги Якутии», но в ЖДЯ вакансий не было.
С 2006 по 2007 год работал инспектором Контрольного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я).
Василий Николаев:
— В 2007 году я впервые задумался о собственном бизнесе. Открыли юридическую фирму. В 2008-м меня пригласили возглавить юрслужбу крупной якутской строительной компании, работая в которой, я получил опыт работы в кризисных ситуациях, ведения переговоров, управления производственными процессами.
Еще в 21 год сделал вывод, что для среднестатистического гражданина РФ самым понятным способом инвестирования является покупка недвижимости. Ухватившись за эту мысль, я лихорадочно начал погружаться в эту тематику. Выбрал тему дипломной работы «Особенности правового регулирования ипотечного кредитования в РФ». Впоследствии в 2010 году было создано «Центральное агентство недвижимости» – ЦАН. Компания начала свою деятельность с услуг при сделках с недвижимостью и земельного кадастра (у меня супруга кадастровый инженер) и оказалась успешной.
Команда ЦАН в 2014 году разработала механизм проведения междугородних сделок, что позволило жителям Дальнего Востока получить уникальную возможность без выезда из своих городов приобретать недвижимость в Москве и Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день ЦАН входит в структуру ГК «Талакан» и является официальным эксклюзивным представителем (дилером) компаний LSR и SETL Group – это крупнейшие предприятия России в сегменте жилищного строительства, лидеры по объемам продаж квартир и нежилой недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге. Офисы ЦАНа работают в Якутске, Улан-Удэ и Магадане.
Обучаясь в транспортном ВУЗе, я проникся инженерно-технической тематикой. В 2012-м была создана проектно-изыскательская компания «Сахаинжиниринг». Первый государственный контракт выиграли на проведение геодезических изысканий при строительстве республиканской дороги «Кобяй». Начинается она в моем родном Горном улусе, что посчитал символичным. В целом, в работе я руководствуюсь не только конкретикой, цифрами, экономикой, но и духовной составляющей — часто она является мотивацией. Следующим контрактом было проектирование ремонта участка федеральной дороги «Колыма» с 37 по 74 км. Работа была очень объемная, но мы с ней успешно справились и почувствовали, что «Мы можем!».
На сегодняшний день компания занимается целым рядом инженерно-технических услуг, таких как: проектирование, диагностика и паспортизация автомобильных дорог и мостов, инженерные изыскания, маркшейдерские работы, кадастровая деятельность, геотехнический мониторинг, сметное дело, проектирование полигонов бытовых отходов и др.
— Василий, откуда название группы компаний «Талакан»?
— Диверсификация бизнеса происходит постепенно, как бы само собой, из одного направления вытекает другое, постепенно обретает устойчивые очертания и сложноструктурированную систему. В нашу группу на сегодняшний день входят четыре юридических лица и три ИП. Компании, которые будут создаваться в будущем, также войдут в данный холдинг. Понятие «группа компаний» не имеет юридического определения, так что все это достаточно условно. Мы объединены единой целью и общими интересами. Мне повезло с командой, у нас действительно работоспособная и сильная группа единомышленников. Удалось подобрать специалистов из разных сфер деятельности, имеющих перспективу как личностного, так и профессионального роста.
Вопрос про название «Талакан» мне часто задают. Интересуются, каким образом это связано с Талаканским нефтегазовым месторождением. Конкретно с месторождением это никак не связано.
Моим школьным воспитанием в основном занимался дедушка по маминой линии Борис Иванович Матвеев. Он жил в другом населенном пункте, но именно благодаря деду во многом формировалось мое мировоззрение. Дед привил любовь и стремление к труду. Он убежденный коммунист, его трудовой путь впечатляет, к примеру, он руководил совхозами в Ленском и Жиганском районах, в 90- годы возглавлял Ленский районный комитет по земельной реформе, является почетным землеустроителем РС(Я), внес значительный вклад в развитие алмазной промышленности Якутии, был соратником Ягнышева В.М. Родом он из села Толон Ленского района, недалеко от которого находится местность Талакан.
С 2009 года езжу туда охотиться на гусей. Тогда только начиналась активная фаза разработки месторождения. Меня очень сильно мотивирует деятельность компании «Сургутнефтегаз» на Талаканском НГДМ. Тысячи единиц тяжелой техники, нефтяные вышки, мощнейшая инфраструктура, размах, с которым работает весь этот технологический комплекс поражает воображение. Чтобы ощущать динамику развития «Сургутнефтегаза» с точки зрения рынка ценных бумаг, в 2019 году начал покупать их акции. Бывая на Талакане, я иногда шучу с братьями, что прилетел акционер «Сургутнефтегаза».
Сидя в скрадке, в ожидании гусей, невольно задумываюсь и мечтаю о развитии Якутии. Гусиная стая над Талаканом, стала основным элементом логотипа ГК «Талакан». Название группы – это дань уважения моему деду и местам, которые я люблю, ставшими для меня местом силы. Тем, кто интересуется охотой, могу посоветовать видеосюжет в ютубе блогера Gelixmax «Охота на гусей на Талакане», снятого по моей идее.
Собственно, лишь одна компания группы в своем названии имеет слово «Талакан» — «Талакан-строй». Она занимается строительством дорог. В этом году «Талакан-строй» завершил ремонт участка автодороги «Умнас» в Ленском районе по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».
На данном этапе больше внимания уделяю проектированию объектов транспортной инфраструктуры. Это только несведущему человеку кажется, что проектирование-простое дело, на самом деле это сложнейший технологический и управленческий процесс, состоящий из множества задач, требующий привлечения широкого круга специалистов разного профиля и проходящий контроль в большом количестве инстанций. Немаловажно и то, что контракт на проектирование участка дороги или моста может быть оценен, к примеру, в 5-6 млн рублей, а непосредственно строительно-монтажные работы по данному объекту обходятся в сотни миллионов и даже миллиарды рублей, что в свою очередь накладывает дополнительную ответственность на проектный институт.
Проектирование автодорог является немаловажным фактором, влияющим на движение финансов в регионе, социальные процессы, в конечном итоге на весь уровень жизни населения.
— Большая конкуренция на рынке проектных услуг?
— Всего с 2011 года мы выиграли порядка 800 государственных контрактов, из них примерно 100 – на федеральных объектах, которые по большей части достаются российским проектным институтам, где трудятся от 200 работников. У нас около 50 штатных единиц, нанимаем дополнительных внештатных специалистов на исполнение конкретных контрактов.
Мы выполняли контракты во всех 11 регионах Дальневосточного федерального округа, был ряд контрактов в Сибири, самым дальним регионом работы была Архангельская область. Первым по объемам работы для нас, конечно, является Якутия, далее идут Бурятия, Приморский и Забайкальский края, Магаданская, Амурская области, Сахалин и Чукотка. В связи с повышенной конкурентной средой и сложной транспортной логистикой, изредка работаем в Хабаровском крае, Еврейской автономной области и на Камчатке. На Чукотке, к примеру, мы проводим оценку запасов угля на складах, занимаемся формированием отводов прибрежной полосы морей рыбохозяйственным компаниям. Во Владивостоке проектировали сложнейшую транспортную развязку у известного авторынка «Зеленый угол», стоимость строительно-монтажных работ которой составила более миллиарда рублей. Проектируем улицы в Углегорске Сахалинской области, Уссурийске Приморского края, в 2019-2020 годах в Улан-Удэ проходит масштабный ремонт и строительство городских улиц, проектирование большинства которых провели мы. В настоящее время работаем над проектами реконструкции улицы Тепличная в городе Благовещенске, подъездной дороги к поселку Талая в Магаданской области, участка автодороги Чита-граница с КНР и многими другими.
ООО «Доринжиниринг» (в 2017 году «Сахаинжиниринг» был переименован в «Доринжиниринг» — прим.ред.) сегодня является ведущей компанией республики по направлению «проектирование автомобильных дорог и мостов», входит в топ-5 дальневосточных.
— Вы переименовали компанию «Сахаинжиниринг». Это связано с тем, что круг ее интересов вышел за пределы республики?
— В общем, да. В этом году наша группа отметила свое 10-летие. С высоты этого опыта могу сказать, что нужно ставить перед собой самые масштабные задачи. Часто приходится слышать: хочу создать бизнес, но в Якутске такой уже есть. Не смотрите только на населенный пункт, где вы живете, берите шире. Если ориентироваться на один город или регион – это путь к быстрому потолку роста бизнеса. Есть регионы, в чье бизнес-пространство можно внедриться. В России единое правовое поле, для услуг и товаров границ нет, современные методы коммуникаций позволяют работать везде. Нужно просто расширить свое самосознание и понять: вся Россия — наш дом. Можно и нужно захватывать новые рынки. Но и надо быть готовым к тому, что вас там не ждут.
Впервые мы вышли за границы Республики Саха в 2014 году, начав работать с корпорацией «Транснефть-восток» по геотехническому мониторингу нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Наши геодезисты определяли планово-высотное положение трубы под землей с целью исключения рисков аварий на данном объекте. Вторым серьезным контрактом стало выполнение работ по отводу земельных участков в Иркутской области для проведения строительно-монтажных работ по объекту «Расширение трубопроводной системы ВСТО на участке ГНПС «Тайшет» — НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в год, внешнее электроснабжение НПС №7.
Использование в наименовании компании названия региона, как бы прикрепляет к определенной локации деятельности. Взвесив всё, приняли решение переименоваться в «Доринжиниринг».
— С какими трудностями столкнулись при работе в других регионах?
— Когда компания начинает работать с охватом разных регионов РФ, она сталкивается с существенными трудностями. К примеру, мы с удивлением обнаружили, что регламенты работы государственных структур сильно отличаются. Приходилось перестраивать бизнес-процессы. Логистика командировок усложнилась, бывали случаи, когда наши инженеры застревали, к примеру, в Певеке Чукотки из-за штормов на море. Россия настолько разнообразна, что порой удивляешься менталитету населения в разных субъектах, региональным особенностям. Характер людей, их подход к работе в каждом регионе свой, приходится учитывать эти моменты.
В апреле 2019 года в Бурятии нас включили в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). Два года «Доринжинирингу» запрещено участвовать в госзакупках. Мы потеряли серьезные деньги, столкнулись с большим количеством трудностей, но, проведя определенную реорганизацию внутри группы, смогли выйти из этого затруднительного положения. Данная ситуация, к удивлению, положительно повлияла на нашу деятельность, мы с удвоенным рвением продолжили работу.
— Василий, в РНП просто так ведь не попадают. Где ошиблись?
— Я сам юрист. И считаю, что нас наказали необоснованно, продолжаем судиться. Причиной расторжения контракта была просрочка исполнения обязательств, произошедшая в связи с существенным увеличением объемов работ. В год мы исполняем около 100 государственных контрактов. По каждому, даже самому мелкому, есть риск попадания в РНП. Понимаю, что нас мало где ждут, везде есть свои бизнес-интересы. Тем не менее, будем и дальше работать за пределами республики. Верю, что в ближайшее время будем работать и в других федеральных округах РФ. Может быть, и к лучшему, что мы набили шишек на этом, в общем, начальном этапе. Бизнес – всегда борьба. И чем сильнее он развивается, тем больше становится рисков.
Одна из очень серьезных проблем Якутии – нехватка квалифицированных специалистов. Нам не хватает профессионалов во многих сферах.
— Неужели наши специалисты так сильно отстают в квалификации?
— Якутяне отличаются огромным трудолюбием. Часто поражаюсь, насколько многие наши земляки фанатично отдают себя своему делу.
С сожалением можно отметить, что наиболее опытные и квалифицированные специалисты в области транспортного проектирования трудятся в крупных городах России, в Якутске же их крайне мало. К тому же, у нас частенько специалисты предпочитают работать как ИП, оказывая услуги. При этом варианте, они очень медленно развиваются, происходит быстрое профессиональное выгорание, одна из причин этого – отсутствие постоянного общения и взаимодействия с коллегами.
В 2018 году мы открыли офис в Санкт-Петербурге. Приняли в штат людей, имеющих опыт работы в крупнейших транспортных институтах России. Сотрудники, находящиеся в Якутске и Санкт-Петербурге постоянно взаимодействуют, данный подход позволил нам повысить эффективность работы и есть надежда, что с каждым годом качество работы будет расти.
— Может быть, платите мало, поэтому профессионалы не идут?
— В инженерно-техническом направлении у нас средняя зарплата по республике. Некоторые специалисты получают и по 100 тысяч в месяц. При этом гарантирован социальный пакет, установленный государством – отпуска, больничные и др. Почему-то считается, что работать у частника – это обязательно серая зарплата, ущемление трудовых прав, нарушение требований охраны труда, а это не везде так. К тому же, поскольку у нас контракты в разных субъектах РФ, специалисты часто выезжают в командировки. Мне кажется, очень интересно за счет компании посмотреть другие города, завести профессиональные знакомства, получить уникальный опыт. Наиболее приверженные работники наших предприятий получают помощь в улучшении жилищных условий. В целом, благодаря стабильной оплате труда, подавляющее большинство работников решили свои жилищные вопросы. Много ли у нас работы? Хватает. Бывают авралы, но большую часть года работаем с 9 до 18 часов, в выходные людей стараемся не привлекать. Нехватка квалифицированных кадров – это тормоз для многих направлений бизнеса.
Пытаемся подбирать работников уже со старших курсов вузов. Уверен, что мы должны воспитывать свои кадры. Но практиковаться они должны, в том числе за пределами республики, чтобы перенимать опыт и внедрять их у себя.
У нас есть хорошие ребята, к примеру, Айдар Федоров – выпускник Московского автодорожного института, в свои 25 прекрасно работает. Есть задача развиваться в условиях реальной рыночной конкуренции, мы должны пройти через все трудности, в том числе через работу в незнакомых нам условиях других регионов. Пусть мы даже не получим там прибыль, но привезем опыт. И за последние несколько лет наша компания действительно качественно изменилась. Ставим перед собой задачу стать первыми в транспортном проектировании на Дальнем Востоке и Сибири, а в перспективе — и во всей России.
— Какое участие принимаете в строительстве Ленского моста?
— У нас уже три контракта, непосредственно связанных с этим объектом. В 2019-м по заказу специализированного петербургского института мы принимали участие в оценке перспективы объема транспортных потоков через Ленский мост. В данное время разрабатываем проектно-сметную документацию по объекту «Реконструкция ул. Каландаришвили с. Табага и ул. Центральная с. Старая Табага на участке от автомобильной дороги «Умнас» до моста через р. Лена». Это очень сложная работа, на ее выполнение мы привлекли дополнительно около 50 специалистов. Также наша спецтехника принимала участие в рекультивации свалки мусора в районе зоны действия моста. В целом, хочу сказать, что якутский бизнес уже зарабатывает на строительстве Ленского моста. А когда начнется активная фаза, мы должны максимально участвовать в данном грандиозном проекте и постараться как можно больше финансов оставить у себя в регионе. Местные компании должны иметь преференции и поддержку, так как каждый субъект РФ заинтересован в развитии бизнес-сообщества у себя на территории.
— В Якутске вам хватает работы?
— В эти годы в Якутске идет масштабное строительство и ремонт дорог. Мы уже завершили проекты по улицам Жорницкого, Три сосны, Ларионова, Суоруна Омоллона, Курнатовского, Билибина. Сейчас у нас пять действующих контрактов на проектирование улиц Пояркова, Ильменская, Очиченко, Можайского и улиц Табаги. Кроме того, мы готовим отчет по инструментальной диагностике 329 улиц на предмет оценки их ровности, наличия дефектов, повреждений покрытия проезжей части с составлением видеопаспорта. Также выполняем проекты организации дорожного движения, к примеру, в 203 микрорайоне.
— Не поделитесь планами, чего еще нам ждать от группы «Талакан»?
— Мы формируем комплекс предприятий полного жизненного цикла в строительстве дорог (от проектирования до строительства дорог, а также контроля их качества). С этой целью в 2020 году в группу наших компаний вошло ООО «Арктикстройконтроль», специализирующееся на осуществлении контрольных функций за строительством автомобильных дорог.
Задумываемся о добыче золота, уже выполняем маркшейдерские работы на некоторых месторождениях. Есть первые шаги по развитию бизнеса в сфере малой авиации. Амбиций много, но они должны быть подкреплены материально-техническим оснащением, кадрами, финансами и иными ресурсами. Приходится порою свои амбиции успокаивать.
— Вы считаете себя успешным предпринимателем?
— Считаю, что успех — понятие относительное, многое зависит от стартовых позиций, в которых находился тот или иной человек, главное постоянный положительный рост и сохранение того, что уже сделано. Все познается в сравнении. В масштабах России у нас достаточно скромный бизнес. Мне не стыдно за свой трудовой путь, можно сказать, что я им горжусь.
В настоящее время, по моим наблюдениям, в Якутии растет целый пласт предпринимателей в возрасте до 45 лет, начинавших свою деятельность с 2000-х годов, которые имеют потенциал роста бизнеса до уровня среднего и крупного. Если прослеживать историю,и у нас, саха, в глубоком прошлом были настоящие предприниматели,имена которых в памяти сохранились людей. Так что не исключено, что в будущем появятся новые имена современных бизнесменов Севера. С начала 2000-х годов у нас в стране экономическая ситуация в целом позволяет находить свои ниши и растить предприятия. В Якутске, к примеру, трудолюбивому и целеустремленному человеку есть где приложить усилия и заработать. Очень важно, чтобы у нас в регионе были сильные бизнесмены. Считаю, что с каждым годом роль бизнеса в жизни общества будет существенно расти.
— Как вы считаете, какие личные качества помогли вам в росте экономических показателей бизнеса?
— Умение вести учет финансов, экономность, высокая степень рачительности. Никогда не покупал что-либо лишнее, не особо нужное, берегу то, что есть. Каждая малозначительная вещь меняет структуру экономики бизнеса. Кредиты практически никогда не брал. Живу по средствам, настолько насколько могу себе позволить. Очень важно сохранить то, что смог заработать. Стараюсь быть эффективным, не делать «лишних движений», оптимизировать любые процессы.
— Вы сказали, что увлекаетесь охотой и рыбалкой. А как со спортом, с общественной и личной жизнью?
— Охота и рыбалка для меня – возможность единения с природой. Занимаюсь спортом, что называется, для себя. Мы организовали спортивный клуб «Хот-ой», основным направлением которого является вольная борьба и хапсагай. Два месяца назад меня избрали председателем Федерации стрельбы из лука РС(Я). Планирую серьезно заняться развитием данного вида спорта и поддержкой спортсменов.
Являюсь членом эвенкийской общины «Морсо» на территории национального парка «Ленские Столбы». Занимаюсь ее управлением и развитием, принимаем участие в охране заповедника.
Вхожу в попечительский совет Бердигестяхской гимназии. В начале этого года объявил конкурс бизнес-идей, но пандемия его сорвала. Зато она дала время еще раз все обдумать. Хотим расширить его до районного масштаба. Главным призом конкурса должна быть стажировка в одном из ведущих инновационных центров, таких как Сколково.
Хочу реализовывать более серьезные, в том числе, социальные проекты. Мне интересно, когда есть новые масштабные задачи. Получаю эмоции от того, когда наш труд положительно влияет на жизнь республики.
Люблю проводить время с семьей, у нас трое детей.
— В свои 37 вы уже дважды меняли фамилию. С чем это связано?
— Смена фамилии — очень тяжелый во всех отношениях процесс, без веских причин делать этого не стоит. До 13 лет я носил фамилию отца – Николаев. По прошествии 7 лет, после развода мама решила дать мне свою фамилию — Матвеев. А в 35, после многолетнего раздумья, решил взять обратно фамилию отца, так как на мне обрывалась линия рода Николаевых. Отец давно просил взять его фамилию. Кроме продолжения рода, причиной смены фамилии стало желание принять и простить отца. В этом году его не стало, мне хочется верить, что отец ушёл в иной мир со спокойным сердцем. По рассказам людей, которые его хорошо знали, отец в школьные годы подавал большие надежды, был очень умным, эрудированным, очень легко считал задачи высшей математики, мог стать хорошим специалистом в какой-либо сфере.
— Что вас мотивирует?
— Сама жизнь, ее смысл, память о родителях, их несбывшихся мечтах. Мама тянула нас троих детей одна. Она работала медсестрой, люди ее очень любили за добрый характер и веселый нрав. Помню слова мамы: «Вася, ты многого добьешься в жизни». Очень хотел купить ей квартиру, чтобы ей больше не приходилось топить деревенский дом. Но мамы не стало в 42 года, когда я еще был студентом.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Это мое первое подобное интервью. Раньше предпочитал не рассказывать о себе и своей деятельности. Видимо сейчас такое время, что надо быть более открытым. При этом поступки и дела должны быть не с целью того, чтобы о них рассказать.
Заканчивается исключительно трудный и одновременно интересный год. Хочу пожелать всем сильнейшего оптимизма, искренней любви к жизни и крепкого здоровья!
Instagram Василия Николаева: @vasily_petrovich