Обойдя все закоулки алмазной провинции Якутии, журналисты ТайгаПост попали в самое сердце. Глава Мирнинского района Ришат Юзмухаметов рассказал изданию, почему не боится превращения городов в вахтовые поселки, что подгоняет высокие цены на городских прилавках, и могут ли алмазы принести счастье.
На протяжении десятилетий Мирнинский район в глазах остальной Якутии казался незыблемым островком благополучия, что нередко вызывало зависть. АЛРОСА действительно всегда хорошо платила, устроиться в нее до сих пор мечтают многие. Но если для простых обывателей алмазы – это символ благосостояния, то для самих мирнинцев это прежде всего труд, а не только бриллианты в ушах современных модниц. Могу говорить об этом, поскольку мирнинская земля — моя малая родина.
В рамках авторского проекта ТайгаПост о судьбе дивидендов АЛРОСА, выплачиваемых восьми районам алмазной провинции Якутии, мы успели разговорить многих улусных глав. Теперь пришло время Ришата ЮЗМУХАМЕТОВА, главы Мирнинского района, где находится основная сырьевая база алмазодобывающего гиганта.
− Ришат Нургалиевич, на протяжении десятилетий АЛРОСА называли государством в государстве, имея в виду, что жизнь на территории ее разработок кардинально отличается от остальной республики. Как вы считаете, сегодня компания продолжает оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в Мирнинском районе?
− Эта роль остается ведущей. Компания по-прежнему является главным бюджетообразующим предприятием не только Мирнинского района, но и всей республики. Помимо налогов и дивидендов, мы также получаем средства на социальные, инфраструктурные проекты. И сами люди АЛРОСА живут здесь, здесь они получают зарплату, и эти деньги в конечном счете тоже идут в экономику района.
− Давайте подробнее поговорим о том, какие последствия для жителей Мирнинского района несет передача АЛРОСА некоторых непрофильных активов в госсобственность. В частности, что сейчас происходит в совхозе «Новый»?
− Как вы знаете, с 1 января этого года совхоз «Новый» перешел в собственность республики — он больше не является подразделением компании. АЛРОСА выполнила свои обязательства перед работниками в соответствии со всеми договоренностями. Кроме того, по соглашению с Мирнинским районом и правительством Якутии компания выделила 200 млн рублей на поддержание уровня заработной платы коллектива на этот год и более 400 млн — на инвестпрограмму развития совхоза. Она должна быть реализована в ближайшее время. Это строительство новых объектов, которые должны помочь развить новые производства. Мы надеемся, что сейчас при поддержке республики птицеводство, животноводство, производство молочной продукции выйдут на новый уровень.
Что касается других объектов, то с 1 января 2019 года Мирнинский район стал соучредителем Автономной некоммерческой организации «Алмазик», куда входили все корпоративные детские сады АЛРОСА. Мы объединили в ней и наши четыре муниципальных садика и несем расходы пополам. В 2020 году АЛРОСА и администрация района запланировали на эти цели по 660 млн рублей. То есть, компания продолжает нести половину затрат по содержанию детсадов.
− Поскольку АЛРОСА является бюджетообразующим предприятием Мирнинского района, как кризис в компании отразится на его жителях?
− Нынешний кризис, вызванный пандемией – это не кризис в компании, он коснулся всего мирового алмазно-бриллиантового комплекса. Мы принимаем его так близко к сердцу потому, что АЛРОСА для нас ключевая компания, а на самом деле свои кризисы случаются и в других областях. Например, последите, как за последние годы прыгали цены на нефть – наверняка в эти периоды очень нервничали жители северных нефтегазовых городов.
Сейчас у компании непростые времена. Долгое время во всем мире не шли продажи, соответственно, финансовые показатели АЛРОСА просели, сейчас только-только начинают восстанавливаться. Мы понимаем, что по итогам первого полугодия 2020 года не получим дивидендов от АЛРОСА на наши акции, но, во-первых, когда ты акционер, ты всегда должен быть готов не только получать, но и вместе с компанией преодолевать трудности. Во-вторых, кризисы случались и раньше, и каждый раз компания из них выходила.
АЛРОСА пришлось пойти и на непопулярные меры: сократили зарплаты, часть людей пришлось вывести в простой пока приостановлена добыча. Это болезненные, но необходимые шаги. И для компании, и для нас главное – чтобы она вышла из кризиса, без снижения добычи и затрат сделать это невозможно, по этому пути пошли сейчас все компании.
Но хочу отметить, что даже в кризисный период АЛРОСА много какие программы сократила, но социальные обязательства, в том числе перед Мирнинским районом, выполняет в полном объеме.
− Касательно перевода отдельных служб АЛРОСА в Новосибирск… Это тоже мера из-за кризиса? С каким настроением мирнинцы, кого это коснулось, встретили новость о переезде?
Реакция у людей разная. Те, у кого в Новосибирске есть жилье, или те, кто уже думал туда переехать, спокойно реагируют. У нас Новосибирск достаточно популярное место для переезда, об этом многие задумываются. АЛРОСА дает им возможность переезда и обеспечивает рабочими местами. Негатив бывает тогда, когда люди не понимают, зачем нужен этот проект, либо если думают, что их будут переводить насильно. Далеко не у всех есть возможность купить жилье за пределами республики. Но еще раз – ни о каком переезде компании в Новосибирск речи не идет, речь о сотрудниках отдельных подразделений.
− Не раз приходилось читать в соцсетях, что Мирный может стать городом вахтовиков…
− В соцсетях сегодня чего только не прочитаешь. Нет ни таких планов, ни одного документа, который бы говорил о переводе добычи кимберлитовой руды и ее обогащения на вахтовый метод работы. И сейчас у АЛРОСА подавляющее большинство сотрудников – местные. Во-первых, невозможно такие объемы производства делать на вахтовиках. Во-вторых, производство не самое простое, здесь все-таки нужны люди, привычные и к его специфике, и к местному климату.
Кроме того, для самой АЛРОСА гораздо эффективнее работать с местными жителями, чем с вахтовиками. Люди, которые работают постоянно, берегут оборудование, берегут природу, они работают, зная, что делают это на благо своей земли.
В то же время на территории нашего района появилось много новых недропользователей, добывающих нефть и газ, которые используют вахты. Рабочие приезжают из-за пределов республики. Есть ситуации, когда устраивающиеся к этим недропользователям мирнинцы сами переезжают в другие регионы и возвращаются уже как вахтовики. В целом, насколько можно понять, недропользователям рекомендовано активнее работать по программе «Местные кадры в промышленность», так что, возможно, и другие предприятия будут активнее нанимать жителей района на постоянную работу.
Так что, подчеркну, нет никакой тенденции к тому, чтобы Мирный превратился в город вахтовиков.
— Обратная сторона крупного производства — ущерб природе. Насколько острыми остаются экологические вопросы в Мирнинском районе?
− АЛРОСА как компания международного уровня тратит огромные деньги на снижение своего влияния на экологию, восстановление природной среды. И требования общественности также ее к этому подталкивают. На самом деле, это не только мероприятия по воде, но и те мероприятия, которые чаще остаются малозамеченными: повторное использование воды на производстве, чтобы не брать свежую воду из рек, энергоэффективность, внедрение солнечной генерации, газового топлива – а это соответственно сокращение выбросов в атмосферу. На днях я сам участвовал в последнем в этом году этапе зарыбления – выпускали мальков в реку. Мы регулярно проводим опросы общественного мнения, на разные темы, и видим, что в последнее время проблемы экологии в социологических опросах уходят на задний план.
− Ришат Нургалиевич, когда АЛРОСА оказалась в сложной экономической ситуации, начиная с трагедии на «Мире», в Мирном появились, на наш взгляд, даже протестные настроения. Как вы их оцениваете?
− Ну это никакие не протестные настроения. Это озабоченность проблемами, а проблемы у каждого свои. У кого-то это страх сокращений, неуверенность в будущем. Определенная тревожность есть — это безусловно, в кризисный период не может быть по-другому. Стараемся с этим работать, и мы со своей стороны, и компания – разъяснять, что к чему. Сейчас еще такое время, когда очень много анонимных источников информации, которым, к несчастью, люди верят, потому что в принципе склонны верить всему скандальному и плохому.
− Кто он, современный среднестатистический мирнинец?
− Это человек в возрасте 35-40 лет, проживающий в Мирнинском районе во втором или третьем поколении, который хочет связать жизнь с родным краем, поэтому очень озабочен всеми процессами, которые в нем происходят.
В частности, состоянием АЛРОСА. Но мы знаем, что компания неоднократно переживала подобные кризисы — падали объемы производства, людей отправляли в вынужденные простои… Мы это уже не раз проходили и уверены, что компания выйдет из тяжелого положения, объемы производства и продажи будут восстановлены. А когда у компании все хорошо, значит, все хорошо и у тех, кто живет в алмазном крае.
− С советских времен вся Якутия завидовала мирнинцам — их высоким зарплатам и условиям жизни. Чувствуете ли вы сейчас, что это отношение меняется или по-прежнему в глазах остальных жителей республики Мирный — земля обетованная?
− Реноме АЛРОСА несмотря на все кризисы сильно не изменилось. По-прежнему те, кто приезжает к нам из улусов, хотят устроиться в компанию. Мирный остается привлекательным местом для проживания и работы. Уверен, так будет и дальше.
− Но в Мирном высокие цены на потребительские товары. Что нужно сделать, чтобы хотя бы продукты подешевели?
− В условиях рыночной экономики никакие административные рычаги работать не будут. Цены у нас высокие, потому что более-менее высокий уровень доходов. Цены колеблются от того, как меняется размер заработной платы.
− Но на них могут повлиять развитие конкуренции, местного производства…
− Предприниматели идут туда, где больше прибыль. А больше прибыль сегодня в торговле. У нас даже когда ярмарки — из Вилюйска, Верхневилюйска приезжают — они цены на свою продукцию выше ставят, чем когда торгуют в том же Якутске. Потому что считают, что у нас люди богатые…
− Мирнинцев не обижает то, что именно Якутск часто называют «алмазной столицей»?
− Не обижает. Хотя мирнинцы знают, что столица алмазного края — это наш город.
− Давайте, пофилософствуем: алмазы для вас лично — это слезы богов, как в якутской мифологии, или камни счастья по советской?
− Все-таки алмазы для нас — это не самоцель, а инструмент для создания достойных условий жизни. А если они при этом приносят кому-то счастье – отлично.
− Ришат Нургалиевич, чем бы вы хотели запомниться мирнинцам? Чтобы и через годы они говорили «Это Юзмухаметов»…
− (задумался) В Мирнинском районе, наверное, каждый год меняются желания счастья. Сейчас все хотят, чтобы поскорее вышли из кризиса. Чтобы трудоустройство опять появилось, зарплаты начали расти. Чтобы пандемия прошла, сняли ограничительные мероприятия. В прошлом году мирнинцы хотели чего-то другого, в следующем, возможно, появятся новые желания. Самое главное — стабильность и уверенность в завтрашнем дне. К сожалению, от одного Юзмухаметова это не зависит.
Свой разговор с главой Мирнинского района мы закончили, собственно, тем, ради чего и напросились на интервью, а именно судьбой дивидендов АЛРОСА, которые получает муниципалитет. Ришат Юзмухаметов рассказал следующее:
— С 2013 года являюсь председателем Совета глав улусов Западной Якутии – это коллегиальный орган, образованный улусами, на территории которых ведется промышленная деятельность АК «АЛРОСА», и каждый из которых является собственником 1 процента акций. И, конечно, мы неоднократно обсуждали на Совете направления и приоритеты расходования дивидендов. Все главы сошлись во мнении, что данные средства не должны распыляться на текущие расходы, а закладывать базу для дальнейшего развития и улучшения качества жизни наших земляков. Поэтому средства дивидендов являются значительной частью нашей инвестиционной программы.
В соответствии с действующим законодательством, дивиденды от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) — это составная часть бюджета района. Ежегодно, при его утверждении, депутаты Мирнинского районного Совета активно обсуждают Инвестиционную программу, приходим к единому мнению, какой объект лучше построить или отремонтировать, что нужнее нашим жителям. Также проект бюджета обязательно проходит процедуру публичных обсуждений.
В последние годы за счет дивидендов АЛРОСА были построены:
− детский сад «Семицветик» на 280 мест в отдаленном микрорайоне «Заречный» г. Мирного.
− Современный спортивный стадион в с. Арылах стал дополнением к физкультурно –оздоровительному комплексу, построенному за счет средств районного бюджета ранее.
− Строится автомобильная круглогодичная дорога в село Сюльдюкар — место компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Это единственный населенный пункт района, который до сих пор не имеет круглогодичного сообщения даже не с «большой землей», а с райцентром. Строительство дороги протяженностью 36 км должно завершиться в 2021 году, уже построено 27,5 км.
− 1 сентября на условиях софинансирования с республикой введена каменная школа на 275 учеников в поселке Алмазный. Раньше ребята учились в старом деревянном, практически аварийном здании.
− На дивиденды АЛРОСА также построены спортивный зал при школе № 10 в Сюльдюкаре и стадионы при школах № 24 Удачного, № 5 Айхала, № 26 Мирного, № 15 Светлого, № 3 Чернышевского.
− Произведено асфальтирование автомобильных дорог в Мирном, Удачном и Айхале.
− Проведены капитальные ремонты школ, детских садов, библиотек.
− Из дивидендов софинансируем программу переселения из ветхого и аварийного жилья и программу по обеспечению жильем молодых семей.
− Построены 54-квартирный 9 этажный жилой дом для работников бюджетной сферы в Мирном и 4-квартирные дома в Сюльдюкаре, Таас-Юряхе, Алмазном.
− Произведены ремонты объектов энергетики в Мирном и Чернышевском.
− Начато строительство 9-этажного 71-квартирного жилого дома для работников бюджетной сферы. Мы называем его «дом учителей», где планируем выделять жилье прибывающим в район молодым педагогам.
Источник: Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост