Сегодня, 25 февраля, в республиканском парламенте Ил Тумэн прошёл Правительственный час «Об условиях концессионного соглашения по строительству автомобильного моста через реку Лену». С разъяснениями условий концессионного соглашения заключенного между правительством Якутии и группы компаний «ВИС» выступили председатель правительства республики Владимир Солодов и зампред правительства курирующий строительство моста Кирилл Бычков.
Председатель Госсобрания Ил Тумэн Пётр Гоголев в своей вступительной речи отметил, что Правительственный час проводится с целью уточнить у Правительства республики и профильного министерства план предстоящих мероприятий по реализации подписанного концессионного соглашения по проектированию, строительству, эксплуатации Ленского моста.
Отвечая на вопрос по выбору механизма частной концессионной инициативы, Председатель Правительства Якутии Владимир Солодов подчеркнул, что «мост Якутии не просто нужен, а жизненно необходим и как можно скорее».
По словам премьера, такой механизм позволяет не просто сэкономить время, но и средства из республиканского бюджета. Он отметил, что каждый год, который республика проживает без моста через реку Лена, теряется по примерным расчётам до 2,5 % темпа роста ВВП, а каждый житель, живущий в зоне, оторванной от основного материка, включая город Якутск, каждый месяц переплачивает более 1200 рублей.
Одним из центральных вопросов обсуждения было отсутствие на данном этапе федерального финансирования.
«Мы не можем увидеть строчку в федеральном бюджете пока нет обоснованной точной цифры», – сообщил Председатель Правительства республики, – «конечная стоимость строительства будет определена по итогам разработки и прохождения государственной экспертизы проектной документации. После этого федеральные органы власти окончательно определят механизм финансирования с учётом резолюции Президента Российской Федерации В.В. Путина. И только после этого может появиться цифра в федеральном бюджете и начнётся расходование федеральных средств». С использованием средств частного инвестора изыскательские работы и проектирование уже началось.
В ходе обсуждения также поднимался вопрос рисков, связанных с возможным переносом включения финансирования проекта в федеральный бюджет.
Владимир Солодов обратил внимание, что в концессионном соглашении прописано особое условие, в соответствии с которым любая из сторон может инициировать расторжение соглашения, если до 1 марта 2021 года не будет определено федеральное финансирование.
«Таким образом, если по тем параметрам, которые мы считаем приемлемыми для нашего бюджета, не будет принято положительное решение, то мы будем инициировать пересмотр или другой механизм строительства мостового перехода. В таком случае мы не будем нести тех расходов, которые предусмотрены в соглашении», – отметил Владимир Солодов.
Как резюмировал премьер республики, именно поэтому избранный механизм является оптимальным с точки зрения баланса рисков, безопасности республики и быстрого движения в сторону реализации ключевого инфраструктурного проекта.
Кирилл Бычков отметил, что необходимость строительства Ленского моста и социально-экономические эффекты ввода объекта подтверждены всеми профильными федеральными органами исполнительной власти.
«Ленский мост соединит регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а это более четверти всей территории России. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Строительство мостового перехода увеличит круглогодичную транспортную доступность населения с 21% до 70%», — подчеркнул Кирилл Бычков.
Вице-премьер Якутии сообщил, что проект строительства моста обоснован с учётом новых и актуальных методик оценки проектов, включаемых в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
С учётом резолюции Президента Российской Федерации Владимира Путина на обращение Главы Якутии Айсена Николаева о реализации проекта на основе частной концессионной инициативы, объект включен в новую федеральную программу строительства и реконструкции мостов. Правительственной комиссией по транспорту проект включен в «лист ожидания» проектов Комплексного плана с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.
13 февраля между Правительством Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания» подписано концессионное соглашение на период 2020-2044 года в отношении проектирования, строительства и эксплуатации мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. В 2020 году за счёт средств частного инвестора будет разработана проектная документация. В I квартале 2021 года планируется прохождение государственной экспертизы проекта, 2021-2025 годы — период строительства моста, 2025-2044 годы — эксплуатация объекта.
Заслушав доклад, депутаты озвучили ряд вопросов и предложений по строительству Ленского моста. В частности, заместитель руководителя фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Пётр Аммосов предложил реализовать проект по строительству мостового перехода через реку Лена, распространив на проект режим территории опережающего развития (ТОР).
«Безусловно, я, как и все жители Мегино-Кангаласского района и заречных районов, возлагаю большую надежду на проект и с нетерпением жду строительства моста», – сказал народный депутат по Мегино-Кангаласскому одномандатному избирательному округу, председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике, народный депутат Андрей Находкин. Андрей Находкин и народный депутат по Мегино-Кангаласской региональной группе Юрий Баишев призвали обратить особое внимание на необходимости социальных гарантий и решения проблем сёл Рассолода, Хаптагай при реализации проекта. Так же вопрос от имени жителей Хангаласского улуса о необходимости учёта особенностей прохождения ледохода при проектировании мостового перехода, чтобы избежать заторных явлений, задал председатель Ил Тумэна Пётр Гоголев.
«Подписанное концессионное соглашение – это смелое решение, которое наконец-то подвинет вопрос строительства моста через Лену», – сказал народный депутат Якутии, главный инженер Линейно-производственного управления магистральных газопроводов АО «Сахатранснефтегаз» Павел Ксенофонтов. Он внёс ряд предложений по дальнейшей реализации проекта. Так, парламентарий предложил плотно поработать по соединению Вилюйского тракта с мостом и проработать вопрос передачи объекта в федеральную собственность после его ввода в эксплуатацию.
Спикер Ил Тумэна Пётр Гоголев в ходе пресс-подхода отметил, что правительственный час является формой парламентского контроля, и сегодня народным депутатам высшим органом исполнительной власти республики была дана исчерпывающая достоверная информация о строительстве Ленского моста. «Мы действуем в рамках того разграничения полномочий, которое сегодня закреплено в Конституции и законодательстве Республики Саха (Якутия).
Мы понимаем, что Правительство и Глава республики взяли на себя большую ответственность, подписав Концессионное соглашение по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лена. Уверен, что серьезный технологический проект станет драйвером развития не только транспортного сообщения республики, но и всех смежных отраслей. Мы не решим вопрос по пространственному развитию республики, если у нас не будет наземного сообщения».
Гоголев подчеркнул, что Госсобранием (Ил Тумэн) выявлен пробел в части заключения концессионных соглашений в республике. «Мы изучили практику других регионов и увидели, что в четырёх субъектах Российской Федерации имеются четкие разграничения по заключению концессионных соглашений, и сегодня профильный комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике совместно с исполнительными органами государственной власти республики поручено заняться разработкой такого законопроекта. Этот законопроект должен расставить все точки над «i» по последующему процессу строительства Ленского моста, подробно описывать каким образом и в какой форме должен участвовать парламент в контроле над строительством моста и реализацией Концессионного соглашения», – отметил спикер парламента.
В целом, по итогам Правительственного часа народные депутаты республики одобрили деятельность правительства республики по продвижению проекта строительства мостового перехода через реку Лена и заключению Концессионного соглашения по его реализации.
Между тем, депутат Госдумы РФ Федот Тумусов на прошедшей сегодня пресс-конференции заявил, что документального подтверждения о согласовании строительства моста через Лену правительством России нет.
«Глава республики сказал, что 70% будет финансироваться из федерального бюджета. Когда ответственный руководитель, первое лицо это говорит, значит, будем смотреть, как он будет этого добиваться. Если добьется, памятник ему поставим. Если не добьется, строительства моста не будет», — сказал Федот Тумусов.