Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.
Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International — CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» — Цифровой мир: надежные смарт-устройства.
Словосочетание смарт-устройства прочно закрепилось в нашем словаре, и применяем мы его по отношению к современным сложным технологическим устройствам: смарт-телевидение, смартфон, смарт часы и т.д. В переводе с английского слово «смарт» означает умный, быстрый, сообразительный.
Смарт-устройство представляет собой электронное устройство, как правило, связанное с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме и автономно.
По мере того, как все больше граждан подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства становятся повседневной реальностью для потребителей, что знаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с «умной» электроникой, гаджетами и продвинутыми услугами.
Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: сетевая уязвимость или утечка информации. Бывает, нарушается конфиденциальность личных данных, люди не знают о возможных рисках и о том, кто несет ответственность при возникновении убытков.
Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.
В этой связи является закономерным, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года поставлены четкие задачи в области защиты прав потребителей. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых прав и знаний, чтобы они были защищены.
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети Интернет. Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети Интернет потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Впервые на законодательном уровне вопрос о правах потребителя был поднят в 1961 году, когда Джон Кеннеди 15 марта в зале заседания конгресса США публично охарактеризовал позицию потребителя в обществе:потребителями в определенный момент товарно-торговых отношений является каждый человек, живущий на планете Земля;потребитель – это основной всеобъемлющий экономический слой, являющийся основой характеристики общества, стоящий у основания его государственных и экономических институтов;потребитель – это главный экономический рычаг, голосующий звонкой монетой, при этом самого голоса этой бесконечно огромной массы людей не слышно.