[vc_row][vc_column][vc_custom_heading text=»Мост на Сахалин приоритетнее моста через Лену?» font_container=»tag:h1|text_align:left»][/vc_column][/vc_row]Сайт The Bell сделал выжимку из большого интервью «Ведомостям« министра экономики России Максима Орешкина. Коротко перескажем главное.
О росте экономики: приятных неожиданностей больше не будет
Орешкин утверждает, что не знал о первой оценке Росстата по росту ВВП России в 2018 году в 2,3%, который оказался рекордным с 2012 года. «О цифре роста ВВП я узнал одновременно со всеми и так же удивился: напомню, что наши ожидания и публичный прогноз были 1,8%», — говорит министр. Делать положительные выводы из этой цифры не стоит, сказал министр: это «точно разовая история». Истоки роста — в сделке ОПЕК, финансовом секторе и «опасном буме потребительского кредитования» при дефиците реальных инвестиций. В этом году страну ждет замедление роста экономики, прогноз министерства — рост ВВП на 1,3%.
О доходах населения: беднеют не все
В России растут зарплаты (+9,7%), но доходы населения стагнируют (реальные доходы населения, по оценке министерства, снизились в прошлом году на 0,2%). Орешкин объясняет это, во первых, структурными эффектами низкой инфляции, которая бьет по «более обеспеченной части населения со значительными накоплениями» за счет снижения банковских ставок. Во-вторых, на доходы сравнительно богатых больше давят обязательные платежи — кредиты и налоги на имущество. «Их доходы в среднем показателе весят больше, что и привело к снижению общего уровня доходов», — говорит министр.
Бедным же проиндексировали зарплаты, пенсии и повысили МРОТ. «Это также объясняет и рост розничных продаж при падении доходов: наименее обеспеченные группы населения тратят почти 100% доходов на повседневные расходы и рост доходов увеличивает их текущее потребление», — считает Орешкин.
О повышении НДС: польза будет, но не сразу
Повышение НДС до 20% и увеличение бюджетного дефицита на 0,5% ВВП позволили профинансировать нацпроекты, напоминает Орешкин. Теперь вопрос в том, насколько они окажутся успешны, но это будет ясно не сейчас, а через несколько лет. «Деньги в экономику начнут возвращаться уже со II–III квартала 2019 года, компенсируя эффект от роста НДС», — считает министр.
О росте ключевой ставки: никаких претензий к ЦБ нет
Орешкин похвалил макроэномическую политику ЦБ, но не стал комментировать декабрьское повышение регулятором ключевой ставки до 7,75%, уже вызвавшее рост ставок по вкладам и кредитам. «Со стратегической точки зрения никаких претензий к макроэкономической политике быть не может, тактические вопросы — что делать со ставкой в конкретный момент или за счет каких инструментов проводить политику — публично комментировать не буду», — сказал он.
Министр настаивает, что рост потребительского кредитования в российской экономике чреват кризисом: «Я уже года полтора звоню во все колокола». По его оценке, темп роста потребительского кредитования, когда за 2018 года портфель только по необеспеченным потребительским кредитам вырос на 1,5 трлн рублей, «неустойчив и неизбежно остановится». Рост ставки в последние месяцы не сдерживал роста потребкредитования, опасается Орешкин.
Пенсионная реформа: без нее индексировать пенсии было бы невозможно уже сейчас
Министерство ожидает, что вопрос о новом повышении пенсионного возраста не будет подниматься еще 10 лет, и не учитывает такую возможность в своих прогнозах до 2036 года. «Уже очевидно, что без реформы проиндексировать пенсии на 7% с января было бы невозможно. Пенсии по-прежнему невысокие, но уже выше того уровня, который был бы без реформы», — утверждает Орешкин.
Мегастройки: «предпосылки для эффективности есть»
Орешкин считает, что проект сверхскоростной магистрали Москва — Петербург приоритетнее участка ВСМ Москва — Казань до Нижнего Новгорода, который поддержал вице-премьер Максим Акимов. Правда, и то, и другое — дело не ближайших лет. Что касается проекта моста на Сахалин, «предпосылки для эффективности есть», вопрос в том, что именно возить туда по железной дороге. Грузы должна найти РЖД.
Этот пункт редакция «Вестей Якутии» никак не могла оставить без внимания. Получается, что федеральные министры сейчас обсуждают проект моста на остров Сахалин, понимая, что возить-то собственно туда нечего. И РЖД должна найти груза. В то же время вывозить оттуда возможно только углеводороды. Всё население острова на 2016 год составляло 468 тысяч человек.
Ну а теперь сравним с мостом через Лену. Только в Якутске, в который якобы упрётся дорога на сегодня проживает более 300 тысяч человек. Вместе с тем, учитывая районы и улусы, находящиеся на том же берегу Лены, количество жителей перевалит далеко за 500 тысяч человек. А это значит реальные товары и грузы только по направлению в Якутск загрузят дорогу далеко вперёд. Кроме того, нужно учитывать и северный завоз с миллионами тонн грузов. А в случае упрощения транспортной доступности найдётся что отправить обратно на «материк».
Так что «предпосылки для эффективности есть» и в мосте через Лену. Только вот федеральным чиновникам пора бы приоритеты правильней ставить.