Тема о правилах продажи алкоголя остается в Якутии, как оказалось, «горячей». Напомним, что Закон «Об установлении ограничений розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)» вступил в силу в июне 2015 года. Алкоголь можно продавать с 14.00 до 20.00 часов в специализированных точках. А торговым магазинам, располагающимся в жилых домах, пришлось убрать с полок алкогольную продукцию, а также киоскам возле автобусных остановок.
Мнения участников дискуссионной площадки разошлись. В противоборство вступили не только сторонники здорового образа жизни и предприниматели, торгующие алкогольной продукцией, но и разногласия наблюдались между крупными алкофирмами и мелким и средним бизнесом. Конечно, без внимания не остался и теневой бизнес, то есть так называемые бутлегеры, против которых были все.
Как сообщает ТайгаПост, «одни общественники требовали разрушить монополию нескольких алкофирм, захвативших рынок Якутска и выдавивших с него мелкий и средний бизнес. Другие настаивали на ужесточении правил торговли алкоголем: как минимум сократить время продажи спиртного еще на два часа, объявить алкомораторий на все праздничные дни, а также в весенне-летне-осенний период сельхозработ».
Главный борец против алкоголизма Матвей Лыткин предлагал вообще вывести все магазины, торгующие алкоголем, за пределы города.
Заместитель директора группы компаний «Алмаз», которая известна еще и как одна из сетей алкомаркетов, Туйара Алексеева считает, что ограничения по времени продажи алкоголя и разрешение продавать в магазинах, расположенных в жилых домах, нужного экономического эффекта не дадут. В Фейсбуке она также разместила комментарий, где отметила, что борьба с нелегальной торговлей остается актуальной до сих пор. «В течение многих лет ещё при принятии первых законов многие ставили вопрос про нелегальную торговлю, в том числе и я. Писали письма всюду, сама ловила контрафакт в магазинах и т.д. Ноль внимания. А сейчас вдруг это стало суперактуальным. Не иначе как получили выговор за снижение объёмов сбора акцизов и снижение объёмов продажи алкоголя. Даже жалко стало результатов работы по ЗОЖ, проведённой Матвеем Ивановичем. Я лично за сохранение нынешнего времени торговли. А не удлинение», — написала она.
В комментарии к материалу в ТайгаПост «Больше водки – лучше пропаганда» Виталий Обедин отметил, что скандинавская модель борьбы с алкоголизмом — крепкий алкоголь только в государственных лицензируемых маркетах, слабый — в обычных магазинах более эффективна. «Основной эффект – замещение потребления крепких напитков слабоградусными. И практика показывает – модель работает. И куда более эффективно, чем скандинавские же палки, которые рекламирует в свободное от защиты алкобаронов время г-н Лыткин», — написал он.
При этом Обедин отмечает, что «лучше иметь нормальный магазин с хорошим ассортиментом, чем подобные злачные заведения (лжекафе), притягивающие соответствующую клиентуру».
А пока вся прибыль от реализации алкоголя сконцентрирована в руках оптовиков, у которых своя сеть, и им не нужна по большому счету розничная торговля.
Очевидно, что Закон «Об установлении ограничений розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)» претерпит изменения. Мнения участников дискуссионной площадки услышаны и будут еще обсуждаться в законодательном органе, Ил Тумэне.