Скандал, разразившийся вокруг школы Айыы Кыhaта, вышел за пределы республики. К обсуждению подключились федеральные СМИ. При этом в публикациях журналисты не скупились в выражениях, усматривая в конфликте проявление националистических настроений в Якутии. Между тем, причина конфронтации в банальной нехватке школ в столице республики и самое главное – она была уже заложена в поправках Закона «Об образовании в РФ».
Напомним, ранее в ряде СМИ появилась информация о том, что руководство национальной школы отказало в приеме нескольким семьям с русскоговорящими детьми. Что вызвало возмущение у родителей – каждой семье хочется, чтобы их дети учились поблизости от дома.
Конфликт стал нарастать после того, как родительский комитет национальной школы «Айыы Кыhaта» включился в ситуацию. Родители приняли решение выйти на митинг в защиту родного языка. Их тоже можно понять. До этого их дети не имели собственной школы, обучение проходило в здании Дворца детства. И вот, наконец, спустя 15 лет национальная школа обрела собственное помещение.
В результате реагировать пришлось властям республики и города – взять под контроль прием русскоязычных детей в школу.
Между тем, еще в прошлом году, когда шло обсуждение поправок в Закон «Об образовании в Российской Федерации», Егор Жирков, бывший тогда депутатом Ил Тумэна, говорил, что «предлагаемое авторами поправок дополнение о введении принципа добровольности при изучении и преподавании в школах государственных языков республик РФ противоречит принципу свободного выбора языка обучения, установленному статьей 26 (часть 2) главы II «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ». В интервью Вестям14 в мае прошлого года Егор Жирков заявил, что новыми поправками к Закону «Об образовании» разрушается созданная 27 лет назад «Концепция обновления и развития национальных в Якутии».
Несмотря на то, что против этой поправки выступали в некоторых регионах, особенно в национальных республиках, она была принята. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях, а именно в формулировке части 6 ст. 14 Закона «Об образовании». Статья гласит о свободном выборе языка обучения по заявлению родителя (законного представителя) школьника. То есть если хоть один родитель пожелает обучать своего ребенка на русском языке, то образовательное учреждение обязано, согласно закону, обеспечить ему обучение на выбранном языке. А в случае с «Айыы Кыhaта» статус национальной школы может нивелироваться.
Корень проблемы законодателей лежит в стремлении унифицировать ситуацию по регионам, что привело к ошибкам, а по сути разрушению системы образования, сложившейся почти за 30 лет в национальных республиках. Заметьте, до сегодняшнего дня скандалов в детсадах и школах на национальной почве Якутии не знали.
Беспокойство родителей, желающих обучать своих детей на родном национальном языке, имеет под собой реальную почву. Язык – это не только инструмент для общения, но и носитель культурного наследия, способ идентификации со своим этносом. А принцип свободного выбора языка обучения в образовательных учреждениях оказался палкой о двух концах. Кто-то в этой ситуации оказывается в проигрыше. А если учесть, что в Якутске работает 51 школа, из них всего пять имеют статус национальной, то без комментариев понятно, кто становится жертвой. Тем более, что требование принимать детей в школы по месту прописки никто не отменял.
Ситуацию усугубил еще тот момент, что при возведении 203 микрорайона с ее многоквартирными домами не учли сразу строительство второй общеобразовательной школы. И опять оказалась крайней национальная школа, которой теперь придется перекраивать свою программу обучения, которая вырабатывалась, оттачивалась более 10 лет.
Не надо перекладывать проблему с больной головы на здоровую, усматривать националистический подтекст там, где его нет, а есть естественное желание сохранить свой язык, культуру, и, в конце концов, будущее своего народа. В истории со школой «Айыы Кыhaта» не сошлись законодательная и чисто человеческая стороны. Хотя главная задача главного законодательного органа страны, Госдумы, сделать так, чтобы не было этих противоречий, и учитывать все нюансы многонационального государства. Но, как всегда, мы наблюдаем однобокий подход и поиск ведьм в национальных регионах.