Помимо Кузнецовой, детей на борту сопровождали член Совета Федерации, представитель главы Чечни в странах Ближнего Востока и Северной Африки Зияд Сабсаби, а также сотрудники МЧС, врачи Всероссийского центра экстренной медицины «Защита» и психологи Центра экстренной психологической помощи.
По словам омбудсмена, многие из вернувшихся детей родились в условиях заточения и провели там более полутора-двух лет, не получая должного медицинского обеспечения и образования, передает ТАСС.
Сразу после прибытия в Россию детей направили в Национальный центр здоровья детей, где им предстоит пройти комплексное обследование. При необходимости им окажут высококвалифицированную медицинскую помощь, сообщает агентство «Москва» со ссылкой на пресс-службу Минздрава РФ.
По словам Кузнецовой, у всех возвращенных детей есть родственники в России, но не всех удалось найти сразу. «Где-то бабушки и дедушки, которые сами разыскивали этих малышей, и они сами писали и звонили, постоянно помогали нам. Но есть и ребята, их очень мало на самом деле, у которых надо было разыскивать родственников, и нам это удалось сделать», — цитирует омбудсмена РИА «Новости».
Кузнецова добавила, что до конца января в Россию планируется вернуть еще 36 детей. Всего же, по ее словам, в Ираке осталось более 85 детей. «Самая сложность будет с теми детьми, кто родились в Ираке. Они самые маленькие. Возраст до года, и достаточно тяжелое состояние здоровья», — отметила уполномоченный.
Как отмечается на сайте омбудсмена, с сентября 2017 года в базу данных внесены сведения о 699 несовершеннолетних детях россиян, вывезенных родителями в ближневосточный регион. Подготовка документов по возвращению детей, чьи матери находятся в багдадской тюрьме, ведется с августа 2018 года. По информации МИД, речь идет о 115 детях в возрасте до 10 лет, а также восьми детях и подростках в возрасте от 11 до 17 лет. Их родственники проживают в шестнадцати субъектах РФ.
Русская служба ВВС отмечает, что это первое больше чем за год масштабное возвращение россиян из зон, находившихся под контролем «Исламского государства»*. В ноябре член чеченского Совета по правам человека Хеда Саратова рассказывала, что с конца декабря 2017-го кампания по вывозу женщин и детей остановилась, и выразила мнение, что «все упирается именно в спецслужбы».
В Дагестане россиянок, добровольно вернувшихся с подконтрольных ИГ* территорий, задерживают и судят за участие в незаконном вооруженном формировании. Это относится и к женщинам, насильно вывезенным мужьями-боевиками в Сирию.
Так, например, дагестанский суд приговорил к 8 годам лишения свободы с отсрочкой на 13 лет волонтера рабочей группы по вопросу возвращения российских женщин и детей из зон боевых действий Загидат Абакарову, а в ноябре сотрудники ФСБ задержали ее в московском аэропорту «Шереметьево» перед конференцией и допрашивали о погибшем в Сирии муже.
*»Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) — террористическая группировка, запрещенная в РФ.