– Во-первых, как отметил Глава республики Айсен Николаев, строительство Ленского моста позволит вовлечь в хозяйственный оборот страны с круглогодичным транспортным доступом колоссальные ресурсы, которые оцениваются в 216 трлн рублей, что в 2,3 раза превышает ВВП Российской Федерации. Мы говорим о 894,2 тыс. тонн золота; 918,8 млн тонн нефти; 2 279,2 млрд. м3 природного газа; 6 888 млнтонн каменного угля; 1 057,5 млн карат алмазов.
Безусловно, строительство моста будет иметь мультипликативный эффект. Ленский мост будет связывать Иркутскую область, нефтегазоносные участки Западной Якутии, Магаданскую область и позволит выйти к портам Охотского моря. Соответственно, через мостовой переход в обоих направлениях к 2030 году потенциально будет поставляться более 10 млн тонн грузов в год, в том числе за счет разработки новых крупных месторождений и развития производств 5,5-6 млн тонн.
Во-вторых, строительство Ленского моста позволит не только создать Якутский транспортный узел – единственный мультимодальный транспортно-логистический центр на Северо-Востоке страны, но и связать международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай».
При строительстве моста регион станет открыт для притока инвестиций, в том числе из-за рубежа, выстроятся завершенные логистические схемы. Это свяжет экономики России и Китая, пустит, по выражению президента страны Владимира Владимировича Путина «ветер китайской экономики в наши паруса». Китай является нашим давним партнером. И мне как китаеведу, в первую очередь, и ответственному за привлечение инвестиций в регион, хочется видеть интенсификацию торгово-экономических отношений нашего региона с Северо-Западом Китая. Ленский мост создаст все предпосылки для этого.
Я работаю в регионе меньше шести месяцев и за этот короткий период увидел, что проведена колоссальная работа республиканских властей с федеральным центром. Наконец проект строительства Ленского моста сдвинулся с мертвой точки. Так, 18 декабря был созван Научно-технический совет при Федеральном дорожном агентстве. Были заслушаны предложения потенциальных инвесторов проекта: китайской государственной корпорации POWERCHINA, с которой республика ведет переговоры по проекту на протяжении нескольких лет и группы компаний «ВИС», которая уже имеет успешный опыт реализации более десятка социально-ориентированных проектов на территории г. Якутска. Обе компании готовы реализовать проект по механизму частной концессионной инициативы. Рабочая группа Росавтодора должна подготовить экспертное заключение по проекту для Правительства РФ в ближайшее время.
Третьей и самой главной причиной, почему Ленский мост должен быть построен – это повышение качества жизни жителей республики. Обеспечение транспортной доступности для 87% населения, влияние на снижение транспортных расходов практически всех отраслей экономики, что отразится на конечной цене товаров и услуг на 7% и 1% соответственно, изменит структуру денежных расходов населения, что, в конечном итоге повлияет на благосостояние жителей республики.
Мне отрадно видеть, что многолетняя мечта якутян начинает иметь реальные очертания.