Неделей ранее на сцене алтайского театра им. П.В.Кучияка прошла премьера эпоса «Маадай Кара». Проект начал разворачивать себя именно с Алтая – духовного начала многих евразийских народов. Логическое продолжение он получил в Греции, колыбели европейской цивилизации, вдохновения всего мирового искусства.
На пресс-конференции с участием российского центра культуры, куда были приглашены ведущие телеканалы и СМИ, Андрей Борисов заметил: «Молодой Театр Олонхо – театр эпоса якутского народа, возникший в начале XXI века стал в короткое время необычайно востребован по всему миру. Успешные выступления на сценах театра Но в Японии, в Пекинской опере Кюнсю в Китае, теперь Греции, доказывают чрезвычайную актуальность эпического наследия в наше время. Эпос как духовный стержень любого народа, через театральное искусство обретает новое звучание, обогащая культуру и тем самым народ».
Во время тура прошли многочисленные выступления, встречи Театра Олонхо на различных площадках Греции. Следует отметить выступление в большом зале консерватории г. Драма, где прошла встреча со школьниками, приехавшими со всего Евросоюза на экологический фестиваль. Артисты театра представили детям тойук, игру на хомусе, отрывок ритуала благословения, традиционную национальную одежду. Ребята из разных стран были настолько впечатлены представлением, что расставались со слезами искреннего восхищения культурой якутского народа. Каждая из встреч традиционно завершалась общим осуохаем. Театр Олонхо также принял участие в торжественном шествии, посвященном дню г.Драма. Присутствовал на памятной литургии в церкви Николая Мирликийского.
В завершении тура состоялась премьера спектакля «Кудангса Великий» Платона Ойунского. Спектакль определенный как «трагедия высокомерного сознания», перекликается с античной драмой человеческой воли и космического порядка. Блестяще сыгранные Дмитрием Алексеевым, Василием Борисовым, Дмитрием Хоютановым три состояния несокрушимости человеческого разума одновременно с оспариванием рока – «сознанию роковому вопреки» — стали образцом греческой трагедии. Зритель отметил насколько схожи древнегреческая драма и якутский эпос олонхо. По определению Андрея Борисова театр живого эпоса призван вернуть созданный гением народа шедевр устного творчества. Через театральную визуализацию эпос становится более доступным, более понятным.
Премьера заворожила греческого зрителя. Потомки древних эллинов смотрели на артистов Театра Олонхо словно на сошедших с Олимпа богов. Театр возвращается на родину абсолютным триумфатором. Уже во время репетиции на арене древнейшего амфитеатра, датируемого VII в. до н.э., все создатели спектакля осозновали исторический прецедент происходящего.
Имя Платона Ойунского, переводимое с древнегреческого как “ширь, мощь” предрекло это событие. Его имя, творчество торжественно прозвучали по всей Элладе, родине мирового театра и эпического наследия. В будущем Театр Олонхо удостоился чести быть приглашенным мэрией г. Кавала на всемирный фестиваль «Космополис», проходящий ежегодно в византийской крепости X в. на берегу Эгейского моря. Тур прошел по приглашению мэрии городов Драма, Филипы, Кавала, под эгидой комиссии по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Мария Докторова