Наша беседа с Ольгой Саргыдаевой, баллотирующейся в депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) по Сайсарскому избирательному округу по партийному списку «Справедливой России», прошла на следующий день после обращения Президента России Владимира Путина по пенсионной реформе. Естественно, мы не могли не начать разговор с этого острейшего вопроса, который тревожит и волнует всех без исключения жителей страны.
— Ольга Николаевна, каковы ваши впечатления от обращения главы государства к жителям страны?
— Честно говоря, от обращения президента ждала многое, даже полную отмену разработанного правительством страны законопроекта по пенсионной реформе. Но увы, главным посылом обращения стало то, что российские олигархи, богатейшие люди мира «могут спать спокойно» — власть и не думает вмешиваться в их оффшоры и возвращать капиталы для реального развития экономики страны и повышения уровня благосостояния граждан. При этом минфин удивительным образом подсчитал, что прогрессивная шкала налогообложения этих избранных даст бюджету страны лишь 70 млрд рублей год. На самом деле, такое налогообложение даст триллионы рублей. Обращение Путина стало разочарованием для нас, для партии «Справедливой России». Мы категорически против этого законопроекта!
— Предлагаемое правительством повышение пенсионного возраста, которые многие эксперты назвали не иначе как «пенсионным геноцидом» народа, вызывает резкое несогласие у большинства населения страны, в том числе и жителей республики. Однако быть несогласным – это лишь пассивная позиция обывателей. Что вы реально делаете, чтобы остановить пенсионную реформу?
— Думаю, «Справедливая Россия» активно противодействует правительству в этом вопросе. Во-первых, мы провели митинг протеста. Также вплотную занимаемся проведением референдума. Нам необходимо набрать 2 млн подписей и провести референдум против повышения пенсионного возраста. Наша инициативная группа в Москве действует, и партия должна собрать необходимое количество подписей через работу своих региональных подгрупп, как минимум, в половине субъектов Российской Федерации. Мы организовали такую подгруппу в Якутске, начали сбор подписей, но нам создают многочисленные препоны.
— И какие же?
— Например, то, что каждая подпись должна быть нотариально заверена. А нотариальное заверение стоит две с половиной тысячи рублей. Но даже при этом мы собрали множество подписей. Власть и не представляет себе, насколько велико возмущение людей. Власть не понимает, что своими действиями подрывает и без того не слишком большую веру в государство. Сегодня отнимают пенсии, так как половина населения не доживает до требуемого возраста, а завтра, может, отнимут и все имущество граждан! Правительство делает все, чтобы работодатели не выплачивали страховые взносы, нанимали людей на так называемую «серую» заработную плату. Ведь все сегодня уверены, что в таком государстве пенсионные деньги и так исчезнут.
9 сентября объявлено днем всеобщего протеста против насаждаемой пенсионной реформы, грабительского повышения НДС. Даже сами выборы как-то постепенно уходят на второй план. И все же граждане должны активно проголосовать! Против произвола власти, против засилья «кнопкодавов» из «Единой России». Я верю, что наконец-то будет сформирован настоящий парламент республики – самостоятельный, отстаивающий чаяния народа, профессиональный, без так называемых «генералов», которые полностью зависят от исполнительной власти.
— С вашей оценкой последнего созыва Госсобрания (Ил Тумэн), думаю, согласятся многие. Ольга Николаевна, а что вы думаете о деятельности Якутской городской Думы? Ведь вы пять лет проработали депутатом гордумы.
— Период депутатства был очень насыщенным, интересным. Думаю, впервые в представительном органе власти Якутска работали семь женщин. Никак не обижая своих коллег-мужчин, отмечу, что женщины, наверное, более восприимчивы к решению насущных, земных проблем, которые, возможно, кажутся мелкими со стороны. Но опять-таки, смотря как сказать «мелкие», потому что основные наши инициативы были направлены на решение проблем в образовании, в сфере воспитания детей. Когда меня только избрали депутатом, в бюджете Якутска 2013 года было заложено только 13 млн рублей на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений. Сегодня на эти цели предусмотрено 147 млн рублей. Также хотелось бы отметить и проект «Чистая вода», итогом реализации которого стало то, что сегодня во всех школах установлены стационарные источники питьевой воды, а не кулеры-емкости с водой. Многое сделано и для детских садов, например, проведено обустройство дворовых территорий, игровых площадок дошкольных учреждений.
— Но вы сегодня претендуете на уровень выше, на пост депутата законодательного органа власти республики. Вы внутренне чувствуете в себе большой потенциал? И почему выдвигаетесь по партийному списку «Справедливой России» по Сайсарскому избирательному округу?
— Я достаточно опытный юрист, обладаю большим опытом партийной работы, много лет работала помощником депутата Государственной Думы Федота Тумусова, и поэтому не понаслышке знакома с законодательной деятельностью. Уверена, со мной в парламенте не будет скучно (смеется).
Почему выдвигаюсь по Сайсарскому округу? Считаю, что этот микрорайон должен стать визитной карточкой столицы республики. В Сайсарах могут органично сочетаться многоквартирные дома, объекты соцкультбыта, а также дома частного сектора. На мой взгляд, Сайсары отвечают традициям народа саха, и жизнь организована здесь по принципу туолбэ. Больно видеть необустроенность кварталов и дворов, грязь, заболоченность и разбитые дороги. Думаю, есть необходимость внесения изменения в закон «О столице Республики Саха (Якутия)» с тем, чтобы пересмотреть принципы выделения средств на развитие Якутска из бюджета республики, а также изменить столичные функции. В рамках обновленного закона о столице республики Сайсары должны стать центральным микрорайоном города с развитой инфраструктурой, и люди должны комфортно жить в нем. Причем должны достойно жить все – и люди с ограниченными возможностями и те, которые, может быть, однажды оступившись, влачат просто жалкое асоциальное существование.
— Вы имеете в виду лиц без определенного места жительства, или бомжей в простонародье?
— И их тоже. Власть должна осознавать, что есть проблема таких вот представителей социально незащищенных слоев населения. Пусть они ведут такой беспорядочный образ жизни, но ведь они тоже люди, наши с вами сограждане. И государство должно проявлять заботу о них, бороться за них. Пусть даже если ради этого необходимо ограничивать в чем-то их права и применять, как в советское время, организованное излечение. Государство должно вести политику социальной справедливости, а общество должно заново научиться быть милосердным.
— Наверное, сложно относить уже подзабытые понятия – справедливость, милосердие, доброта — к вопросу о пенсионной реформе?
— Конечно! Под удар поставлены многие поколения наших граждан, включая и мое поколение — тех, кто родился в начале и середине 70-ых годов. Невозможно забыть страшнейший кризис начала 90-ых годов после распада Советского Союза — беспросветность, вызванную общим обвалом экономики, инфляцией и многомесячными задержками заработных плат. Я училась тогда в Свердловске, и продукты приобретались по талонам. Многие мои друзья просто выживали, речи о создании семей и о том, чтобы завести детей, и не было. И сегодня очередной удар в виде повышения пенсионного возраста – а ведь на Севере крайне суровые условия, уровень продолжительности жизни гораздо ниже, чем в южных регионах страны.
Сегодня, баллотируясь в Ил Тумэн, я не занимаюсь политикой. Я не политик, а человек, который хочет помочь людям, особенно детям, обездоленным. Мы хотим построить общество социальной справедливости – это девиз моих однопартийцев. Поэтому хотела бы попросить избирателей проголосовать 9 сентября не только за меня, но и за всех кандидатов от «Справедливой России».