«Вести Якутии» ранее сообщали о качестве бензина, поставляемого в Якутию государственным АО «Сахангефтегазсбыт». Сегодня редакция портала получила итоги проверки нефтебаз, принадлежащих АО «Саханефтегазсбыт», и результаты независимого исследования качества бензина на АЗС Якутска. Итоги, прямо скажем, нерадостные – такой бензин опасен для двигателей наших автомобилей.
В 2018 году была проведена независимая проверка на Якутской, Чокурдахской, Томмотской нефтебазах основного поставщика топлива в республике — АО «Саханефтегазсбыт». Только на Чокурдахской нефтебазе была выявлена недостача 800 тонн топлива на почти 4,8 млн рублей, при цене за литр бензина Р-92 в северных улусах в 60 рублей.
Руководство «Саханефтегазсбыта» дошло до того, что в Чокурдахе был разбавлен бензин Р-92 некондиционным А-76! В результате автомобильный бензин превратился неизвестно во что. Масса «разбодяженого» топлива составила 321 тонну! У северян закономерно от некачественного топлива начала ломаться техника. А в апреле этого, за два месяца до навигации, в Аллаиховском улусе закончился бензин, видимо, распродавать все разбодяженое топливо рука не поднялась.
Ранее некачественное топливо было выявлено в северных аэропортах Якутии.
Напомним, ранее российское информационно-аналитическое агентство «АвиаПорт» сообщало: «Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Севера» заявило о проблемах с авиатопливообеспечением сразу в нескольких подконтрольных аэропортах. Причиной, по мнению оператора аэропортов, послужило некачественное топливо от единственного поставщика авиаГСМ в регионе — государственного «Саханефтегазсбыт». В результате ФКП пришлось за свой счёт вводить дополнительный контроль авиатоплива и закупать оборудование для его очистки. Представители поставщика и авиакомпаний, осуществляющих полёты в проблемные аэропорты, ситуацию предпочли не комментировать».
Далее, тот же источник пишет: «Перебои с авиатопливообеспечением возникли в аэропортах «Черский», «Среднеколымск», «Зырянка», «Мома» и «Белая Гора». В результате на длительный срок были задержаны несколько рейсов «Полярных авиалиний» и авиакомпании «Якутия».
А как в Якутске?
Вот выдержки из Справки той же проверки. Приводим результаты анализа топлива, взятого уже в Якутске. «Основные данные протокола испытаний от 14.05.2018 г. пробы бензина Рег-92 из РВС №9, проведенных на филиале «Якутская нефтебаза»:
Октановое число – 90,6, норма – 92,0.
Смол на 100 куб. см. – 0,1, норма 5,0.
Фракционный состав при темп. 150 гр. – 51, норма – не менее 75.
«Температура конца кипения – 288, норма – не выше 215.
Концентрация серы – 475,1, норма – не более 10».
То есть только по одной характеристике бензин соответствует нормам, по всем другим не соответствует. А по количеству серы превышение нормы в 47 раз!
Некачественный бензин с высоким содержанием серы — это смертельный яд для «железного коня», домов, почвы и человека. При сгорании серы с бензином, происходит соприкосновение с парами воды и кислородом в результате образуются агрессивные серная и сернистая кислоты, которые вызывают коррозию деталей автомобиля и загрязняют окружающую среду.
Напомним, что на нефтеперерабатывающих заводах за пределами республики топливо приобретается нормального качества, а вот в Якутске отклонения становятся чудовищными, которые не объяснить немытыми бензовозами.
Предполагаем, что руководство «Саханефтегазсбыта» пользуется тем, что в Якутске только есть только одна лаборатория проверки качества бензина, и она находится в самой компании.
Еще одно подтверждение низкого качества
Студенты и преподаватели СВФУ провели свое независимое исследование бензина в городе Якутске. Результаты исследования показали: «Для определения показателей качества бензина мы воспользовались лабораторным комплектом 2М6У экспресс-анализа топлив.
Объект исследования — образцы бензина АИ-92 с 5 компаний, таких как: ОАО «ЯТЭК», ОАО «САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ», ОАО «ТУЙМААДА-НЕФТЬ», ООО «ПАРИТЕТ», ООО «СИБ-ОЙЛ».
Экспериментальные исследования проводились на кафедре «ЭАТиАС» в лаборатории ГСМ Автодорожного факультета.
Пробы топлива брались в железные канистры, которые были предварительно вымыты и выпарены. Затем, образцы «отогревались» до комнатной температуры в лаборатории кафедры ГСМ и поочередно изучались.
Результаты исследований показаны в виде диаграмм:
Как видно из диаграммы, в бензине, приобретенном на АЗС «САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ» октановое число не соответствует по своим параметрам стандартам: ОЧ составляет по моторному методу 81,5 (по ГОСТ оно должно составлять 83), а по исследовательскому 90,3 (по ГОСТ составляет 92). Другие образцы соответствуют параметру стандартов.
Анализы показали присутствие растворенной воды во всех образцах бензина, их содержание в бензине опасно при температуре ниже 0 градусов, так как, замерзая, она образует кристаллы, которые могут преградить доступ бензина в цилиндры двигателя.
А также анализ показал значительное превышение смол в бензинах, в том числе у топлива с АЗС «Саханефтегазсбыта».
По количеству свинца все пробы нормальные.
Напомним также, что у основного поставщика и сбытчика топлива СНГС наиболее высокая цена бензина и дизтоплива в Якутске. Это отдельная тема для разговора и разбирательств.
А пока известный юрист Феликс Антонов написал заявление в МВД России с просьбой разобраться в вопиющих правонарушениях. Получен ответ от 20 августа 2018 года: «Ваше обращение… о возможно противоправных действиях со стороны депутата Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) V созыва Никитина И.Ю. в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено в Следственный комитет Российской Федерации для организации рассмотрения по компетенции».
Так что делами на предприятии, которым руководит Никитин, уже занимается Следком России.
P.S.: Пока готовился материал Life14.ru сообщил об обысках и выемке документов в офисе НК «Туймаада-Нефть». По словам источника Life14.ru, в скором времени ожидаются обыски и в АО «Саханефтегазсбыт».