«Теперь нужна помощь не только финансовая, но и административная, помощь общественных организаций, дипломатическая работа», — сказал Востротин. Он также сообщил, что этот вопрос обсуждался с представителями Афганистана в кулуарах ежегодной церемонии вручения наград и премий «Боевое братство — Battle brotherhood» — «Боевые сестры — Battle Sisterhood», прошедшей в Подмосковье 31 мая.
«Эта новость из разряда неординарных, — прокомментировал замруководителя ветеранской организации «Боевое братство» Вячеслав Калинин. — Как говорят сами ветераны-афганцы — удивительно даже не то, что летчик смог остаться в живых после падения сбитого моджахедами самолета, а то, что на протяжении десятков лет о нем не поступило никакой информации». По словам Калинина, летчик хочет вернуться, и организация сейчас работает над установлением его личности и возможности возвращения на родину.
Кто это может быть
Помощник Востротина Валерий Юрьев сообщил изданию Daily Storm, что это может быть старший лейтенант Александр Миронов, чей МиГ-21Р был сбит в 1982 году недалеко от Кабула, но его тело не было найдено.
«Фамилию мне никто не говорил, но, насколько я понял, это было начало 1980-х годов, — рассказал Юрьев. — Летчик попал в плен к душманам, сейчас живет в каком-то ущелье в Афганистане и хочет вернуться домой, в Россию».
«Конечно, для того чтобы его вернуть домой, потребуются определенная сумма денег и дипломатические усилия. Хотим к 30-летию вывода [советских] войск из Афганистана вернуть этого летчика на родину», — добавил Юрьев.
Миронов мог попасть в плен к душманам после крушения его фронтового самолета-разведчика МиГ-21Р, на котором он 13 августа 1982 года выполнял задачу в 35 км от Кабула. В 1999 году журнал «Мир авиации» писал, что четверка МиГов выполняла задачу по нанесению ракетного удара по укреплениям боевиков и Миронов стрелял замыкающим. Другие пилоты не видели момент обстрела его самолета, а заметили только, как он взорвался, столкнувшись с землей, сообщается в публикации Daily Storm.
Летчики сразу вызвали на помощь вертолеты поисково-спасательного отряда, которые начали обстреливать территорию вокруг места падения, чтобы исключить возможность попадания пилота или его тела в руки боевиков. Через 10 минут после того, как вертолеты начали зачищать местность, одна из машин приземлилась и побежавшие к обломкам самолета военные спасатели обнаружили пустое катапультное кресло с обрезанными ремнями, на которых была кровь.
Это свидетельствовало, что Миронов был ранен, но мог выжить. Вертолетчики по прибытии на базу рассказали, что видели, как в сторону находящегося неподалеку кишлака отступала группа душманов, которые несли что-то на плащ-палатке.
Позднее советское командование затребовало у представителей боевиков вернуть тело погибшего пилота, однако никакого ответа не последовало. А спустя несколько месяцев, в 1983 году, в пакистанских СМИ вышла статья с фотографией советского пилота, который якобы сдался в плен. Сотрудники КГБ вызвали для опознания хорошо знавшего Миронова майора Александра Сысоева, однако тот категорически отрицал, что на фото изображен его боевой товарищ, пишет издание.
Еще одним фактически пропавшим без вести в Афганистане советским пилотом является начальник разведки 378-го Отдельного штурмового авиационного полка Александр Плюснин 1955 года рождения, сбитый ночью 26 декабря 1987 года при выполнении бомбоштурмового удара в районе населенного пункта Абдибай. Самолет упал в шести километрах от аэродрома, момент гибели Плюснина никто не видел, его тело так и не нашли, поскольку данная территория настолько плотно контролировалась боевиками, что проведение спасательной операции было невозможно, сообщается в статье.
Некий осведомленный источник РИА «Новости» сообщил, что найденный живым советский летчик был сбит в Афганистане в 1987 году. «Скорее всего, ему не меньше 60 лет, — сказал собеседник агентства. — Он может находиться на территории Пакистана, так как все лагеря для советских военнопленных находились в Пакистане. Сбили его над территорией Афганистана, а увезли, скорее всего, в Пакистан».
По словам источника, одной из первоначальных задач является установление личности летчика, также необходимо ответить на вопрос о том, почему он не выходил на связь в течение 30 лет.
Также это вполне может быть капитан Виталий Лишенков, чей Су-17, принадлежавший к 217-му авиационному полку истребителей-бомбардировщиков (аэродром «Шинданд») не вернулся с боевого вылета 8 сентября 1981 года, предполагает Газета.ru. Обстоятельства этого случая остаются тайной, информация о судьбе пилота отсутствует, пишет издание.
По данным из открытых источников, всего с 1979-го по 1989 год в Афганистане было сбито 125 боевых самолетов Военно-воздушных сил СССР.
«Отрезанный ломоть»
Между тем глава Российского союза ветеранов Афганистана, сенатор Франц Клинцевич заявил, что организация готова оказать любую помощь в возвращении на родину обнаруженного в Афганистане советского военного летчика, если тот изъявит такое желание. В связи с этим он рассказал случай из своей практики.
«Меня несколько лет назад во время командировки в Афганистан случай свел с бывшим советским военнослужащим, тоже пропавшим без вести на той войне, — цитирует его РИА «Новости». — Он уже как-то неловко объяснялся по-русски и назвать себя отказался».
«Разумеется, я первым делом предложил ему помощь в возвращении на родину. Но в ответ услышал: «Все, 25 лет прошло, я отрезанный ломоть». На этом разговор закончился, и все попытки в дальнейшем разыскать этого человека успехом не увенчались», — сообщил Клинцевич.