Он подчеркнул, что Telegram сможет обновлять свое программное обеспечение и обходить таким образом любые блокировки. При этом попадание в черный список сторонних сервисов лишь вынуждает пользователей устанавливать программы для обхода блокировок.
В начале апреля, комментируя блокировку Telegram в России, интернет-омбудсмен утвердительно ответил на вопрос о том, несет ли блокировка сервиса угрозу для рынка и общества. «Однозначно. У нас большое количество людей, которые пользуются этим мессенджером, которые используют его и в личных целях, и в том числе бизнесовых целях: очень много построено систем, когда бизнесы взаимодействуют со своим клиентским массивом, либо контролируют свои инженерные решения посредством бота, написанного в Телеграме», — заявил он.
Мариничев также отметил, что предъявление требований по предоставлению ключей шифрования к Telegram, но не к другим мессенджерам, включая WhatsApp или Viber, связано с несовершенством законодательства, которое делает его неисполнимым в полном объеме. «Законы последних лет, которые касаются IT и интернета, написаны таким образом, что качественное их исполнение приведет к разрушению интернета как такового и запрету почти всех иностранных сервисов, поэтому исполнение носит некий выборочный характер, который, наверное, по мнению исполнителей, должен приводить к стимулированию законопослушности для других участников», — сказал омбудсмен.
Ранее гендиректор Flexbby Андрей Прокофьев написал интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву письмо с предложением подготовить законодательные поправки, которые исключат ситуации, при которой «жизненно важные сервисы российского бизнеса будут блокироваться в одностороннем порядке». По оценкам Flexbby, потери российских компаний от блокировки Telegram в РФ могут составить 1 млрд долларов.