За трудным для произношения названием спектакля театра «Олонхо» «Воительница-Джырыбына» скрывается увлекательная, напоминающая фэнтези, сказочная история о девушке, в которой проснулась чудодейственная сила – она стала отважным воином, защищающим Срединный мир (мир людей и животных) от демонов и колдунов. Сражаясь со злом, героиня не только обретает себя, но и находит любовь.
Театр «Олонхо» ‒ на «Золотой маске» не в первый раз. Якутские артисты, которые соединили свою древнюю традицию сказаний, камланий, шаманства и пения тойук со стильной современной сценографией, изящным светом и точной пластикой, собирают полный зал.
Долгими зимними вечерами когда-то давно, сказитель мог три дня подряд рассказывать об обрядах, духах, душе и жизни. Складывал это в эпос. Теперь он хранится в древних толстых книгах. В театре «Олонхо» есть целая лаборатория, которая занимается изучением и анализом архивов с древними олонхо. По ним и ставит свои спектакли номинантка на «Золотую маску» ‒ режиссер Матрена Корнилова.
«Когда мне говорят, что олонхо ‒ это направление сказочное, мне немножко обидно, потому что мы, современные люди, считаем, что, если мы будем говорить замысловато, сложно, то это быстрее достигнет. А наши предки были умнее, они говорили о добре, зле, о том, что волнует любого человека любой национальности», ‒ поделилась Матрена Корнилова.
Сразу две номинации на «Маску» ‒ у художницы Екатерины Шапошниковой ‒ за сценографию и костюмы. В каждый наряд вплела традицию, накопленную столетиями. Минимальные декорации сложила в четкие образы. Веревки становятся то тревожными волнами реки, то ветвями божественных деревьев.