Напомним, Штырова взволновал вопрос притравочных станций. По его словам, охота на медведя была едва ли не единственным источником пищи и дохода коренных жителей Дальнего Востока. Тема конечно спорная, тем более, что в Якутии эта проблема касалась только двух притравочных станций. В январе этого года в Якутске прошел разрешенный властями митинг против нового законопроекта, при этом митингующие не забывали благодарить Штырова за отклоненный законопроект. Но остался открытым вопрос: куда идет Штыров?
Газета «Наша версия» получила комментарии ведущих российских политологов Станислава Белковского и Евгения Минченко. По мнению Белковского, Штыров стремится вернуться на место главы республики. Минченко выразился более жестко: «Вячеслав Штыров сейчас скорее просто заслуженный человек, а не какой-то серьезный игрок на региональном, а тем более федеральном, уровне».
Но мы-то, жители Якутии помним его умение успешно совмещать не только должности, но, вероятно, и бюджеты: республиканский, «Алросы» и свой собственный. «Многие активы – телекоммуникационные, операторы мобильной связи «Горизонт РТ» и ОАО «Сахателеком», угольные, алмазные, железнодорожные, «Якутгазпром» — продолжали стремительно таять в годы губернаторства Штырова. Например, золотодобывающие активы республики стоимостью 1,2 млрд долларов, по всей видимости, были проданы ЗАО «Полюс» лишь за четверть цены».
Курс на Дальний Восток
Чем грозит республике Саха (Якутия) возвращение бывшего президента Вячеслава Штырова
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров в начале февраля возглавил новый Совет Совфеда по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. По словам председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко, «совет будет анализировать законодательство России и правоприменительную практику по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, вырабатывать предложения по их улучшению, а также готовить соответствующие законодательные инициативы».
По мнению же политолога Станислава Белковского, экс-руководитель Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров «соскучился по большой политике», и назначение Штырова главой совета по развитию Дальнего Востока является трамплином на его пути к возвращению в Якутию. В сентябре этого года в Республике Саха пройдут выборы в Государственное Собрание (Ил Тумэн), а затем состоятся выборы главы республики, где Штыров явно рассчитывает принять участие в качестве кандидата на высшую должность. Поэтому, по словам Белковского, Штырову важно предстать в регионе как посланнику из Москвы с федеральной повесткой.
Мнение известного политолога подтверждается развернувшейся пиар кампанией сенатора – то он активно борется за безопасность страны и экологию в Арктике, то рассуждает о приоритетах государственной политики на Дальнем Востоке и судьбе Курильских островов, то печется о сохранении вечной мерзлоты и даже дает советы охотничьим собакам, как ловить зверя. Одновременно с новой силой раскручивается тема «Кто развалил Якутию?», — и тут уже все поводы хороши, особенно когда помощник губернатора так вовремя устраивает скандал в самолёте.
Однако эксперты такую пиар активность воспринимают без энтузиазма. Многие скептически относятся к возвращению Штырова в большую политику. По словам политолога Евгения Минченко, «Вячеслав Штыров сейчас скорее просто заслуженный человек, а не какой-то серьезный игрок на региональном, а тем более федеральном, уровне». Тем более, что Вячеслав Анатольевич у большинства по-прежнему ассоциируется с лихими 90-ми и эпохой «парада суверенитетов». Некоторые отмечают, что Штыров также запомнился умением успешно совмещать не только должности, но, вероятно, и бюджеты: республиканский, «Алросы» и свой собственный.
Большая распродажа
Приватизацию 90-х годов многие в России до сих пор вспоминают с содроганием и возмущением: многие государственные сырьевые компании перешли в частные руки практически за бесценок. Несмотря на этот опыт, в Якутии «приватизация 90-х» повторилась в двухтысячных. Называя вещи своими именами экс-глава в свое время, как нам кажется, устроил «пир во время чумы», по сути распродав имущество региона за сущие копейки. Именно при Штырове были выведены из нефтегазового комплекса республики наиболее доходные активы, они были проданы по минимальной цене, а новые хозяева сменили прописку, и казна Якутии потеряла миллиарды налоговых платежей.
Многие активы – телекоммуникационные, операторы мобильной связи «Горизонт РТ» и ОАО «Сахателеком», угольные, алмазные, железнодорожные, «Якутгазпром» — продолжали активно таять в годы губернаторства Штырова. Например, золотодобывающие активы республики стоимостью 1,2 млрд долларов, по всей видимости, были проданы ЗАО «Полюс» лишь за четверть цены.
Похоже, что за время работы Штырова в Якутии его фамилия неоднократно фигурировала в уголовных делах, о возможной причастности экс–главы республики к коррупционным схемам писали в те времена так много, что только на местном ресурсе «Уххан.ру» на эту тему опубликовано свыше 500 материалов. Штыров, по видимому, пытался судиться, по его заявлению даже было открыто уголовное дело, но вскоре оно было прекращено и Штыров остался ни с чем.
Все инициативы преподносились жителям региона под видом масштабной программы развития Республики Саха (Якутия). Ускоренный рост промышленности, переход от добычи сырья к производству продукции с добавленной стоимостью, строительство огромного каскада ГЭС, железной дороги и моста через р. Лену. Мало что из этих мегапроектов сбылось, зато за несколько лет Якутия распродала имущество на сумму примерно 60 млрд рублей, а бюджет республики превратился в дефицитный.
«Эффективный менеджмент»
Стремление к масштабным проектам всегда отличало Вячеслава Штырова. Еще будучи на посту главы «Алросы», он говорил о том, что компания должна превратиться в диверсифицированную корпорацию наподобие зарубежных гигантов и добывать не только алмазы, но и другие полезные ископаемые. Как только он занял пост главы республики, этот план стал воплощаться в жизнь с удивительной скоростью. «Алросе» «предлагали сверху» и газ, и золото, и железнорудный проект с четырьмя месторождениями и обязательством построить целый металлургический комбинат, не имея практичкески никакого опыта в этой сфере. Мечтая о создании промышленного гиганта, Вячеслав Штыров высказывал идеи и о зарубежной экспансии, и даже чуть ли не о покупке месторождений самого концерна «Де Бирс» в Южной Африке. Но сразу после 2009 года, когда «Алроса», обвешанная самыми разными активами, но так и не наладившая свой собственный алмазный бизнес, стала переживать не лучшие времена , Вячеслав Штыров изменил позицию и начал говорить о том, что к диверсификации нужно подходить осторожно и заниматься ей только тогда, когда это действительно эффективно.
Смена риторики после неудачных проектов – это еще одно отличительное качество экс-губернатора и экс-главы компании. Когда в прошлом году у «Алросы» затопило шахту «Мир», Вячеслав Штыров поспешил в интервью прессе обвинить в этом пришедших в компанию финансистов – мол, в погоне за деньгами неправильно вели добычу.
Но Ростехнадзор в расследовании аварии, унесшей жизни 8 работяг, вполне конкретно назвал причину произошедшего – сложные гидрогеологические условия и технические решения, которые их не учитывали. А проект рудника разрабатывался именно на рубеже 2000-х, когда во главе компании стоял Вячеслав Штыров.
Его бывший коллега по компании Владимир Дюкарев в интервью весьма красноречиво рассказывал о ситуации в «Алросе»:
«Стиль руководства компанией у Штырова был такой: люди продвигались по принципу личной ему преданности, а не по профессиональным качествам. Те же специалисты, что имели собственное мнение и готовы были его отстаивать, пришлись «не ко двору» и им указали на дверь. В результате агрессивной кадровой политики, направленной на выстраивание авторитарной властной структуры, компанию покинуло много компетентных людей, и эти кадровые потери не могли не сказаться на ее деятельности самым негативным образом. Многие руководящие должности в «Алросе» и дочерних обществах заняли люди, готовые ради личной картеры и кармана соглашаться с любыми, даже самыми безграмотными решениями».
По информации в СМИ, похоже, что топ-менеджмент, вошедший в команду Вячеслава Штырова, погрузил «Алросу» в плотную атмосферу дочерних предприятий и контрагентов, конечным бенефициаром которых мог являться и он сам. Это касалось и сбыта продукции, и строительства, и закупок. Еще одна интересная особенность: по итогам проверки за 1999-2001 гг налоговики обнаружили, что компания недоплатила 1 миллиард долларов налогов, причем основная часть этой суммы предназначалась для бюджета Якутии. Но к тому времени, как эти претензии вскрылись, Вячеслав Штыров уже занимал пост президента Якутии, так что сумму, видимо, удалось изрядно скостить, а дело – замять.
Жить стало веселее
Времена управления Штырова запомнились жителям республики не только обещаниями масштабных проектов, но и сомнительными достижениями. Например, первым в мире местом по числу детских самоубийств. Или полным развалом ЖКХ: практически все время его президентства было отмечено массовыми отключениями электричества в разгар отопительных сезонов. Посёлки вымерзали, даже Якутск был на грани превращения в глыбу льда. Чего только стоила авария зимой 2002 года, когда почти половина Якутии в 50-ти градусные морозы оказалась без электричества, воды и связи. Но тогдашнему руководителю всё было, как с гуся вода! Холодно? Так это же Север!
По данным Росстата, к 2008 году четверть (!) жителей Якутии жили за чертой бедности – при среднем показателе по России – 13,4%. В сельской местности доходы ниже прожиточного минимума получало более половины граждан. Среднемесячная заработная плата в Якутии была всего на несколько тысяч больше, чем в среднем по России – и это с учетом разнообразных «северных» надбавок, за счет которых она должна бы быть существенно больше. С благоустройством жизни людей было не лучше. Удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилом фонде республики составлял примерно 14% (в среднем по России – 3%), а водопроводом и канализацией было оборудовано около 20% жилья!
Зато сталинский девиз «Жить стало лучше, жить стало веселей» — стал жизненным кредо тогдашнего руководителя региона. Тяга к показухе и самопиару, кажется, была возведена в абсолют. Так, ещё в 1997-м за счёт «Алросы» он с 118-ю спортсменами отправился на Северный полюс провести футбольный матч. Отчета о его итогах или потраченных на эту затею средствах, кстати, никто так и не увидел.
На Дни Якутии в Москве и Санкт-Петербурге из Якутии направлялись делегации из несколько сотен человек, включая вероятно и многочисленных родственников. А чего стоили республике бесконечные поездки вот таких делегаций на выставки «ЭКСПО» в Японию, мероприятия в Париже, Страсбурге и т.д. Этот список ярких инициатив за бюджетный счет можно продолжать до бесконечности…
Дауншифтер поневоле
Покинув пост президента Республики Саха в 2010 году, Вячеслав Штыров получил почётную должность – заместителя председателя Совета Федерации. Но осенью 2014 года ему пришлось уступить это место Галине Кареловой. Дауншифтинг сенатора объяснили тем, что Вячеслав Штыров мог потерять былое доверие. По видимому, даже утрата доверия не помешала ему остаться в Совфеде, а теперь и дождаться того, чтобы снова заниматься «улучшением социально экономического развития Дальнего Востока» и иметь виды на высокий пост в Якутии. История повторяется дважды – сперва в виде трагедии, потом в виде фарса. «Трагедию» якутяне уже пережили – и праздники, и увеселения за государственный счет, и распродажу имущества, и некомпетентность. Во только не факт, что во второй раз повторение этой истории покажется им веселым.
Источник: Газета «Наша версия»