На днях с отчетом о своей работе к ним приезжали чиновники республиканского правительства. Но, оставив без ответа многочисленные вопросы местных жителей, просто сбежали, получив отрицательную оценку.
Василий ЧЕЛБЕРДИРОВ:
— К нам в поселок с отчетом приезжали четверо чиновников правительства Якутии. Я задал им десять вопросов, ни на один из которых не получил ответа. Что-то пытался объяснить только представитель дорог Арктики. Но нам то что от их деления на муниципальные, республиканские, федеральные дороги? У нас уже второй год нет зимника, по которому можно выехать до Якутска, завезти продукты и сено. В прошлом году из-за большого снега у нас около 300 лошадей пало, не смогли себе корм добыть. А сено привезли только 25 мая, когда лошади сдохли.
И с тех пор ни одного совещания, ни одного разговора как нам быть. Сейчас уже март, а зимника опять нет. А ведь надо 200 км дороги пробить, чтобы связь с большой землей была. Раньше у нашего оленеводческого МУПа была своя техника. Собирались несколько машин и сами пробивали трассу. А сейчас правительство Якутии сельским хозяйством вообще не занимается, в МУПе ни одной машины нет. В Булунском районе создали ООО «Восход», но оно не справляется.
— Василий Гаврильевич, если нет дорог, как люди выбираются из села?
— Летает вертолет, но только по загрузке. В остальном, езжай по тундре, как хочешь. А без дорог, сами понимаете, и жизни нет. Пять лет назад у нас 400 голов лошадей было, а сейчас 50. Только дойных коров 70 было, а сейчас вместе с молодняком 18. За пять лет поголовье оленей сократилось с 10 до 6 тысяч. Поскольку дороги нет, продукты не завозятся, лошадей и коров нет, люди голодные. В МУПе вынуждены закрывать глаза на воровство оленей, чтобы жители хоть как-то прокормились. У нас еще дрова закончились. В лесотундре их и так найти не просто, а тут еще в округе все вырубили. Ехать нужно на юг километров за 40, но дороги опять нет. Дрова возят на снегоходах. Но сколько на них привезешь? В округе вырубили даже карликовые деревья. Люди уже примеряются к тем деревцам, которые еще в 70-е годы в своих дворах сажали.
40 семей в Намы, детский сад и школа отапливаются центральной котельной, а 80 семей, клуб и больница — дровами. В больнице и клубе колориферы поставили, чтобы окончательно не замерзнуть. Но это же нарушение, проводка может не выдержать. Я спросил на отчете правительства, когда нас всех на центральное отопление переведут. Мне ответили, что до 2020 года ничего не предвидится.
Никто ничего не делает. У улусных властей ума не хватает, а правительство республики нами не занимается. Ни я один такие вопросы задавал, и ни одного вразумительного ответа: то они не знают, то, говорят, терпите. Когда поставили на голосование вопрос о признании работы правительства удовлетворительной, я лично посчитал — шесть человек руки подняли. Говорю: «А кто за то, чтобы правительству поставить неудовлетворительную оценку?». 13 человек руки подняли. Всего на отчет около 50 жителей пришло, остальные ни туда, ни сюда. И тут глава Борогонского наслега говорит: «Пишите, что 30 человек признали работу правительства удовлетворительной». Тут люди возмущаться стали: «Вы что прямо при нас махинациями занимаетесь?». Тогда, говорим, давайте еще раз голосовать. И тут чиновники из Якутска вместе с главой наслега просто убежали к вертолету.
На следующий день я пошел в администрацию наслега, чтобы посмотреть протокол собрания. Хотел убедиться, что мои вопросы были в него внесены, и что не 30 человек работу правительства одобрили. Но мне протокол отказались показывать. Наверное, в Якутске отчитаются, что все у нас хорошо, и что мы правительство поддерживаем.
По данным «Блокнота Якутска«, еще в одном наслеге Булунского района правительство Якутии получило «неуд» за свою работу. Депутат Быковского наслега Вячеслав Бурцев рассказал изданию следующее:
— Мы хотели заслушать отчет, а нам просто доводили информацию, которую и оценивать не надо. Нам их рассказы про то, как живут в Мирном — лапша на уши. А на наши вопросы чиновники правительства ответить не могут. Потому что каждый год с отчетом приезжают разные. И те, кто в прошлом году нам что-то наобещал, нынче, наверное, обещают в другом месте. А те, кто приехал, разводят руками: мы ничего не знаем, о чем в прошлом году здесь говорилось. Для чего они тогда вообще ездят?
Хотя информацию правительства Якутии и не нужно было оценивать, мы все-таки поставили вопрос на голосование. Большинство из тех, кто пришел, признали работу правительства Якутии неудовлетворительной.