Мелкий хулиган — помощник Ил Дархана – Евгений Шигапов должен заплатить за простой самолета в Шереметьево. Так считают в компании «Аэрофлот», пассажиры которого более часа ждали вылета самолета из Москвы в Якутск, пока Шигапова снимали с борта. Участниками этой скандальной истории оказались сам Егор Борисов и его супруга Прасковья. Обе стороны рассыпались в обвинениях друг друга.
Вечером 16 февраля Егор и Прасковья Борисовы в сопровождении Евгения Шигапова возвращались из Москвы в Якутск. То ли они не поняли, что летят «Аэрофлотом», а не родной «Якутией», всегда готовой ждать Ил Дархана часами. То ли по какой другой причине, но на борт эти вип-пассажиры поднялись последними. На входе в лайнер не смогли предъявить посадочные талоны. Что было дальше, версии сторон кардинально разнятся. Единственное, о чем теперь можно говорить с достаточной уверенностью – помощник Ил Дархана Евгений Шигапов вел себя слишком по-хозяйски, прорывался в кабину пилотов, за что и оказался в полицейском участке.
Свидетелями такого безобразия была сотня пассажиров «Аэрофлота». В этой ситуации глупо было надеяться, что инцидент на борту останется в тайне. Но администрация Егора Борисова двое суток хранила гробовое молчание, пока утром в понедельник не разразился грандиозный скандал.
С языка сняли
Когда в понедельник о происшествии на борту узнали все, несколько часов администрация Борисова хранила молчание. Потом, как по команде, по ватсапу начала разлетаться информация: русские стюардессы «Аэрофлота» издевались над главой Якутии, запрещали разговаривать ему с женой по-якутски, — тут из тени вышел сам Ил Дархан. На своей странице в Инстаграм он в общем поддержал националистический настрой авторов постов: «Случаи неподобающего поведения бортпроводников «Аэрофлота» в отношении пассажиров из Якутии случались и ранее (…)». В заключение Ил Дархан пригрозил авиакомпании судом.
Ответный ход «Аэрофлота»
Явно ошалев от такого, теперь вышел из себя и «Аэрофлот», опубликовав следующее заявление:
«Пассажиры Е. Борисов, П. Борисова и Е. Шигапов пришли на посадку последними с большим количеством пакетов Duty free и ручной клади. На просьбу старшего бортпроводника предъявить посадочные талоны в категоричной форме отказались, выражали крайнее возмущение правилами авиакомпании, словесно оскорбляли бортпроводников и негативно высказывались об авиакомпании. При этом пассажиры предъявляли свои служебные удостоверения.
Далее Е. Шигапов попытался самовольно проникнуть в кабину пилотов, на замечания и требования членов экипажа не реагировал. По решению КВС пассажир был снят с данного рейса и передан полиции».
Далее опубликовали видео, из которого следует, что контролер зоны вылета вручил все посадочные талоны помощнику Шигапову, а тот то ли потерял их по дороге в самолет, то ли просто не захотел предъявлять бортпроводникам.
Удар по пакетам
Теперь публичный конфликт перешел в стадию вакханалии. В стороне оставался только Евгений Шигапов, долго не дававший никаких комментариев. Другой помощник Ил Дархана Станислав Платонов призывал не раздувать шумиху. А руководитель департамента информационной политики РС (Я) Роман Мандзяк бросился раздавать интервью: никаких пакетов из Duty free у Ил Дархана не было, на внутрироссийских рейсах таких магазинов вообще не бывает, а значит «Аэрофлот» врет и во всем остальном.
[the_ad id=»36019″]
На распространенной записи из аэропорта видно, что сотрудник вип-зала, помощник Шигапов и третий провожающий Ил Дархана с супругой (предположительно представитель постпредства Якутии в Москве) достаточно нагружены ручной кладью. На сайте Шереметьево указывается, что магазин Duty free в терминале D действительно имеется. Откуда были пакеты у Ил Дархана в «Аэрофлоте» снова уточнять не стали, раздраженно заявив, что якутские чиновники переводят проблему в происхождение ручной клади.
«Ну и началось»
Якутянин – пассажир того злосчастного рейса, попросивший не называть его имени, рассказал «Якутску Вечернему», что происходило на борту:
«Ил Дархан пришел на борт с большим опозданием. Когда Шигапов шёл по «рукаву» (коридору) уже к самолету, он, видимо, выкинул посадочные талоны на пол. Прасковья Петровна первой прошла в экономкласс и села на свое место. В это время Шигапов усаживал Егора Афанасьевича, раскладывал его сумки, потом стал спинку кресла опускать, шторками закрывать Борисова от посторонних. Стюардесса ему говорит: «Мужчина, сядьте на свое место. Поднимите кресло, откройте шторки. Мы готовимся к взлету. И вообще где ваши посадочные?»
И тут Шигапов как начал орать. На шум пришла жена Борисова. Стала показывать стюардессе справки, что муж больной после операции. Борисову стало стыдно, что жена за него заступается, и как ряяявкнул. Ну и началось. Шигапов стал ломиться в кабину пилотов, оттолкнул стюардессу. Те вызвали наряд полиции».
В среду в Интернете были опубликованы сканы посадочных талонов четы Борисовых и Евгения Шигапова. Так, они ответили на подозрения, что причиной скандала было нежелание кого-то из них лететь экономклассом. Напомним, что очевидец тех событий утверждает, что Прасковья Борисова села именно в экономкласс, а Ил Дархан и его помощник остались в бизнесе. Судя по посадочным талонам, Борисов и Шигапов действительно должны были разместиться в бизнесклассе, а Прасковья Петровна летела экономом. Ни одна из сторон при этом не заявляла, что конфликт на борту произошел из-за чьих то попыток пересесть в более комфортный салон.
Минимальная цена билета в бизнес-классе рейсом Москва – Якутск составляет почти 51 тысячу рублей – втрое дороже эконома. Что делал в бизнес-классе помощник Шигапов? Оказывается, наши главные чиновники позаботились, чтобы даже в небе личные помощники всегда были под рукой. Бизнес-классом в Якутии могут летать только глава республики и его помощник, председатель Ил Тумэна, с февраля 2017-го также и его помощник, председатель правительства, председатель Центризбиркома РС (Я) и председатель Конституционного суда.
Провал администрации Ил Дархана
По данным «Блокнота Якутска», именно в администрации главы и правительства Якутии было принято решение разыгрывать националистическую карту – шовинисты из «Аэрофлота» обидели главу национальной республики. Двухдневное молчание окружения Ил Дархана и неумелые попытки перевести скандал в плоскость «были пакеты или нет» говорят о слабости громоздкой PR-машины АГиПа. Прими Евгений Шигапов удар на себя, признай свои ошибки – слишком эмоционально защищал шефа — и народ его по-человечески наверняка бы понял. А Шигапов отмалчивался где-то в кустах, предоставляя другим право оправдываться.
[the_ad id=»36019″]
Но они пошли другим путем, попытавшись сделать из Ил Дархана жертву. Вся теория заговора разбилась, когда Евгений Шигапов признал вину и был за мелкое хулиганство оштрафован на тысячу рублей. Чиновнику такого ранга надо бы понимать, что запрещено врываться в кабину пилотов и нельзя нервировать их перед сложным полетом. А теперь Шигапову, как обещает, «Аэрофлот» придется заплатить за задержку рейса – более часа ушло на то, чтобы удалить его с борта и достать багаж. Все это время лайнер жег топливо, работали сотрудники Шереметьево. Сколько это стоило, теперь считают в «Аэрофлоте».
Сам же Шигапов, решившийся на короткое интервью лишь в среду вечером, сообщил, что просто хотел поговорить с командиром корабля, чтобы нивелировать жесткое противодействие бортпроводников. В «Аэрофлоте» же по-прежнему придерживаются иного мнения:
«Евгений Шигапов, увидев, что из кабины пилотов выходит сотрудник авиакомпании, оттолкнул его и попытался самовольно проникнуть в кабину, требуя личного разговора с командиром воздушного судна. Неоднократные замечания членов экипажа и требования командира воздушного судна покинуть кабину пассажир игнорировал».
Активная ватсап-рассылка в защиту Шигапова не перестает умиляться его тонкой душевной организации. Авторы, уверяющие, что хорошо знают Евгения, утверждают, что спокойнее и интеллигентнее его человека не найти. Однако «Якутск Вечерний» приводит иные факты:
«Как себя ведет в стрессовой ситуации господин Шигапов, мы уже видели. Когда в прошлом году произошла авария на ГРЭС, Шигапов стоптал женщину-вахтера, пытавшуюся не допустить посторонних на режимный объект. Буквально прошел по ней с криком: «Я помощник главы!». Видео этого «прорыва» до сих пор гуляет в Интернете.
В прошлом году сотрудница «ЯВ» Вера Софронеева писала заявление на данного госслужащего в право-охранительные органы. Он фактически силой выволок ее с одного из заседаний. Тогда дело замяли».
Неприкасаемых нет
Если бы не Прасковья Борисова и документы об операции Ил Дархана, он бы вполне мог оказаться за бортом вместе со своим помощником. Когда речь идет о безопасности полетов, блатных не бывает. Так, в 2006 году «Аэрофлот» снял с рейса первого зампреда Центробанка РФ, ныне осужденного за взятку Алексея Улюкаева. Улюкаев требовал пересадить свою жену в бизнес-класс. «Вылет задерживается в связи с хамским поведением высокопоставленного чиновника», — объявили тогда пассажирам.
В 2013-м вслед своему самолету смотрел председатель комитета Госдумы, член Высшего совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев. Как и Борисов, он тоже оскорблял стюардесс «Аэрофлота» и размахивал удостоверением, за что был снят с борта вместе с помощником. Полтора года назад за попытку прорыва в кабину пилотов на земле оставили светскую львицу, ныне кандидата в президенты РФ Ксению Собчак. От конфликтов с авикомпаниями также страдали Жириновский, Хакамада, Якубович.
Заметим, что сегодня физическая защищенность глав российских регионов куда хуже, чем, к примеру, десять лет назад. Помощниками президентов Николаева и Штырова были прикомандированные сотрудники МВД с пистолетами в карманах. Обязанность охранять нынешних губернаторов возложена на Росгвардию, но на договорных основах. И уж, конечно, в небо гвардейцев они с собой обычно не тащат.