14 Республика Саха (Якутия)
Дата публикации: 19.02.2018 09:25
В 2017 году налоговыми органами обеспечена положительная динамика поступления налоговых доходов и страховых взносов. Поступило 170 млрд. 231 млн. рублей налоговых доходов, что на 6,5% больше чем в 2016 году. В том числе в федеральный бюджет мобилизовано 67 млрд. 787 млн. рублей, в государственный бюджет республики поступило 84 млрд. 826 млн. рублей. В местные бюджеты уплачено 17 млрд. 618 млн. рублей.
Отмечается снижение поступления налогов в госбюджет республики на 12,8%, в основном, за счёт уменьшения поступления налога на прибыль организаций и НДПИ на 2,5%. Сокращение прибыли отмечается по алмазодобывающей отрасли и организациям, входящим в консолидированные группы налогоплательщиков. И обусловлено укреплением курса рубля по отношению к доллару США, а также снижением средней цены алмазов ювелирного качества.
Остальные налоги бюджета сохранили тенденцию роста. Так, НДФЛ возрос на 9%, имущественные налоги на 4%. Уровень собираемости составил 99 процентов.
2017 год был переходным годом как для нас, так и для плательщиков взносов в связи с началом администрирования страховых взносов. И считаю, что в целом с поставленными задачами мы справились.
По страховым взносам налоговыми органами республики обеспечен рост поступлений по сравнению с 2016 годом на 8%, что на 2% выше темпа роста средней номинальной начисленной заработной платы и на 3,6% больше темпа роста исчисленных работодателями к уплате страховых взносов.
Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование поступило 45,5 млрд. рублей, что на 3,3 млрд. руб. или на 7,8% больше 2016 года. Взносов на обязательное медицинское страхование поступило 11,1 млрд. руб., что на 755 млн. руб. или на 7,3% превышает уровень 2016 года. Взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачено 1,5 млрд. руб., что на 212 млн. руб. или на 17% больше чем в 2016 году.
В том числе индивидуальными предпринимателями в 2017 году уплачено страховых взносов в фиксированном размере в сумме 1 млрд. 47 млн. рублей или в 1,7 раза больше, чем в 2016 году.
Плановый показатель по урегулированию принятой от фондов задолженности по страховым взносам выполнен на 115%.
В текущем году изменился срок уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и других самозанятых лиц с доходом выше 300 тыс. рублей в год – не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом (ранее был не позднее 1 апреля).
Актуальными остаются вопросы учёта налогоплательщиков, уточнения персонифицированных данных граждан в информационных ресурсах ФНС и Пенсионного фонда. В этой части работ хочу поблагодарить коллег из Пенсионного фонда за совместную работу в 2017 году.
Продолжена работа по внедрению новых подходов в контрольно-надзорной деятельности, а именно сокращению выездных проверок и стимулированию налогоплательщиков к добровольному исполнению обязанностей.
Количество выездных налоговых проверок сократилось на 23% и составило 230 проверок, а их эффективность возросла на 13,4% и составила 7,6 млн. рублей.
Дополнительно начислено в бюджет по результатам выездных проверок 1 млрд. 724 млн. рублей. Взыскано 82,5% доначислений или 1 млрд. 421 млн. рублей.
За прошлый год значительно повысилась эффективность контрольной работы, проведённой совместно с органами внутренних дел. Так, завершено 29 совместных выездных проверок, по результатам которых доначислено 986 млн. руб., что в 2,8 раз больше чем в 2016 году. Взыскано 193 млн. руб. с ростом на 48%.
Результатом взаимодействия со Следственным органом явилось возбуждение 11 уголовных дел по направленным материалам на общую сумму налогов 240 млн. рублей. Рост количества уголовных дел составил 137%. В то же время сохраняется высокая доля отказов в возбуждении уголовных дел – 78%.
По камеральным налоговым проверкам доначислено 223 млн. рублей, взыскано 248 млн. рублей (на 11% или на 25 млн. руб. больше чем в 2016 году).
На высоком уровне остается показатель результативности камеральных проверок деклараций по НДС «к возмещению» — 25% по результатам 2017 года закончилась отказом в возмещении НДС. Объём отказанного в возмещении НДС составил 414 млн. рублей.
Эффективность камеральных проверок деклараций по НДС обеспечивается применением автоматизированной системы контроля АСК НДС-2, введенной в эксплуатацию с 2015 года. Начиная с 2017 года данной системой осуществляется риск-ориентированный отбор «схемных» операций для пресечения применения бизнесом агрессивных схем ухода от налогообложения.
Системой АСК «НДС-2» выявлено более 11 тыс. расхождений. Из них Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю формируется список, так называемых, «сложных» расхождений. С целью отработки «сложных» расхождений в прошлом году в составе Управления создан контрольно-аналитический отдел. Такие расхождения в 2017 году выявлены по 11 налогоплательщикам, а также акцептовано 8 возможных выгодоприобретателей по заключениям из других субъектов РФ.
Добровольно скорректировали декларации с исключением налоговых вычетов по «схемным» операциям 6 налогоплательщиков на сумму 46,4 млн. рублей.
Выявлена сложная многозвенная схема по созданию фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды по НДС выгодоприобретателями, состоящими на учёте в Белгородской области, «крайним звеном» которой являлась организация, состоящая на учете в г. Якутске.
Главная задача всего контрольного блока на 2018 год – это обеспечение чистоты среды в администрируемом субъекте РФ и отказ от налоговых схем ухода от налогообложения.
Для этого работа должна вестись в двух направлениях:
Во-первых, работа по устранению транзитных организаций, групп взаимосвязанных фиктивных организации, предоставляющих площадки для ухода от налогообложения реально действующим налогоплательщикам.
Во-вторых, работа с выгодоприобретателями, которые используют услуги таких организаций (однодневок и транзитёров), с целью применения схем ухода от налогообложения.
При этом работа должна быть направлена, в первую очередь, на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению и в целом отказ от применения схем в дальнейшем.
Одним из основных резервов по увеличению налоговых доходов является организация работы по взысканию задолженности и обеспечению процедур банкротства.
За 2017 год взыскано в бюджетную систему РФ 13 млрд. рублей, что на 4 млрд. руб. или на 47% больше чем за 2016 год. Удалось добиться снижения задолженности по налогам и сборам на 2,6%.
Общая сумма принятой задолженности от фондов (без учёта 4 кв.2016) составила 5,5 млрд. рублей. И за прошлый год мы снизили её на 1,8 млрд. рублей или на 33%.
Проводится работа по предоставлению отсрочек/рассрочек. По решению ФНС России предоставлена рассрочка по страховым взносам и федеральным налогам на 699 млн. рублей по крупнейшему налогоплательщику. По региональным налогам Управлением принято 34 решения об изменении сроков уплаты на общую сумму 79 млн. рублей.
В 2017 году проведены мероприятия по централизации функций по ст.47 НК РФ и создан отдел на базе Межрайонной ИФНС России № 8 по РС (Я). В результате централизации количество постановлений увеличилось в 2,6 раза, сумма по ним – в 2,2 раза, произведён 171 арест имущества, что на 104 ареста или в 2,6 раза больше. Поступило денежных средств в размере 1,1 млрд. рублей, что на 342 млн. рублей или на 44% больше чем в 2016 году.
Отдельная работа проводится с государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Сведения об их задолженности ежемесячно направляются информационными письмами в Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство имущественных и земельных отношений республики.
В этом году задачей также остаётся дальнейшее сокращение совокупной задолженности всеми установленными налоговым законодательством мерами.
Почти треть задолженности приходится на должников, находящихся в процедуре банкротства – это 4 млрд. 499 млн. рублей. За 2017 год в связи с передачей сальдо по страховым взносам задолженность банкротов возросла на 26% или на 1 млрд. 37 млн. рублей.
Количество организаций и граждан, включая индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедурах банкротства, возросло за 2017 год на 40 единиц и составило 332.
Активизировалась работа по направлению заявлений в суд – направлено 185 заявлений, что на 75 больше чем в 2016 году.
Погашено 921 млн. руб. задолженности. Причём основную часть (74%) должники уплатили после принятия налоговым органом решения о подаче заявления в суд о признании банкротом.
С 2017 г. стала шире использоваться практика заключения мировых соглашений с кандидатами на банкротство, благодаря которой налоговому органу удаётся обеспечить оперативное поступление денег в бюджет. Такая процедура введена в отношении пяти должников на сумму 167 млн. рублей, что обеспечило поступление 21 млн. рублей.
В этом году следует усилить работу по направлению заявлений в суд как наиболее эффективной мере воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, а также заключению мировых соглашений с должниками.
Продолжает снижаться количество судебных дел по налоговым спорам – за 2017 год количество уменьшилось на 28%. В пользу налоговых органов рассмотрено 87% от общей оспоренной суммы, что на 16% больше чем в предыдущем году.
Число поступивших в досудебном порядке жалоб также уменьшилось – на 8,6%, оспариваемые суммы незначительно возросли на 22 млн. руб. или на 1,6%. Рассмотрено 194 жалобы, что на 11% меньше чем в 2016 году.
При этом Управлением рассматривается жалоб в 3,5 раза больше, чем исков судом первой инстанции.
За прошлый год достигнуто значительное снижение удовлетворенных сумм исков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование: с 27% до 12%.
В правовой работе и досудебном аудите требуется проведение слаженной совместной работы контрольных подразделений инспекций и Управления, в первую очередь, по выработке согласованной позиции по ст. 54.1 НК РФ и проверкам плательщиков.
В 2017 году мы существенно повысили долю электронной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 13% от общего количества документов поступают в Единый регистрационный центр в электронном виде.
В этом году предстоит внедрить электронный документооборот с Многофункциональным центром при государственной регистрации. Изменения в закон о регистрации, вступающие в силу в апреле этого года, предусматривают полностью безбумажное взаимодействие МФЦ и регоргана. При этом для заявителей прежний порядок сохраняется.
В части госрегистрации в прошлом году основной упор сделан на достижение достоверности сведений реестра. Количество организаций, не представляющих отчётность более года, сократилось на 33% и составило на 01.01.2018 года 2 тыс. 218 или 9% состоящих на учёте. Задача на текущий год – снизить этот показатель до 5%.
В рамках работы по «оздоровлению» ЕГРЮЛ в отношении 779 юридических лиц внесены записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений.
В этом году будет реализовано административное исключение юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности более чем шесть месяцев.
Продолжена работа по пресечению преступлений в сфере госрегистрации. В правоохранительные органы направлено 13 материалов с признаками преступлений в сфере госрегистрации, связанным с образованием юридических лиц на подставных лиц и подделкой документов. По 8 материалам возбуждены уголовные дела.
В дальнейшем задачей ставится привлечение к уголовной ответственности организаторов фиктивных фирм, использующих подставных лиц.
В 2017 году повысился уровень поступления имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, на 17% и составил 994 млн. рублей.
Утверждена унифицированная форма заявления о предоставлении налоговой льготы от физического лица. При этом представлять документы, подтверждающие льготу, не обязательно.
По земельному налогу для пенсионеров вводится налоговый вычет с 2017 г. в размере кадастровой стоимости 6 соток, т.е. если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. С уведомлением о выбранном участке можно будет обратиться в любой налоговый орган до 1 июля 2018 г. Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В текущем году в республике впервые будет рассчитан налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется уже в 72 субъектах РФ. Управлением утвержден План публичной информационной кампании по информированию жителей республики о налоговых льготах и порядке налогообложения недвижимости от кадастровой стоимости.
Введение налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в республике запланировано с 1 января 2019 года. В этом году Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) должны определить перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
По-прежнему приоритетом Службы является развитие электронных сервисов, среди которых выделяется Личный кабинет налогоплательщика.
В 2018 году налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов физическим лицам с ЛК будут направляться только в электронном виде. Инспекциям следует провести разъяснительную работу по этому вопросу.
Сдерживающим фактором является дороговизна ключа электронной подписи и необходимость его смены.
Будет запущена новая версия Личного кабинета: данные об объектах налогообложения будут обновляться через несколько часов после внесения в «единый налоговый файл», функционал будет персонифицирован на примерах жизненных ситуаций с учётом анализа запросов за предыдущие периоды. Удобный интерфейс будет адаптирован для мобильных устройств.
По обращениям граждан: за отчётный год поступило 51 тыс. 677 обращений граждан, что на 15% больше чем в 2016 году. В том числе через Личный кабинет налогоплательщика увеличилось на 29% и составило 15 тыс. обращений. Все обращения рассмотрены в установленный срок.
По результатам анализа установлено, что наибольшая доля обращений связана с некорректным исчислением транспортного налога, в основном, по гражданам, выехавшим за пределы республики.
Для актуализации сведений об учёте в налоговых органах граждан по месту жительства необходимо оперативное взаимодействие с Управлением по вопросам миграции МВД республики.
С 1 февраля 2018 года жалобы налогоплательщиков по предоставлению государственных услуг поступают в Управление через Федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) – «ФГИС ДО». Сроки рассмотрения по ним составляют от 5 до 15 рабочих дней. Весь ресурс прозрачный и контролируется ФНС России.
Налоговым органам следует повысить качество ответов гражданам, принимать меры по решению вопросов, поднятых в обращениях.
За 2017 год Управлением и подведомственными инспекциями посредством специализированного сайта «Ваш контроль» получено 54 тыс. оценок граждан по результатам предоставления госуслуг (на 40% больше). Доля граждан, положительно оценивающих результат полученной услуги (оценки «4» и «5»), составила 97,72%, средняя оценка 4,87 балла.
В прошлом году введён в промышленную эксплуатацию интерактивный сервис «QR-анкетирование». Во всех помещениях по приёму налогоплательщиков размещены информационные плакаты с изображением QR-кода и с предложением оценить качество обслуживания.
Поступило 11 тыс. 300 оценок на базе QR-технологий, из них 56 отрицательных оценок или 0,5%. Более половины отрицательных оценок поступили по критериям «длительность ожидания» и «длительность обслуживания».
Большие надежды по повышению доступности госуслуг, в том числе в северных и отдалённых районах мы возлагаем на МФЦ.
В 2017 году проведена большая работа по подготовке к ведению единого федерального электронного Реестра записей актов гражданского состояния.
Реестр ЗАГС станет основой для создания Регистра населения всей страны, который позволит перейти на адресное предоставление льгот и точный расчёт потребностей в социальной инфраструктуре в регионах. А также поможет внедрить принцип экстерриториальности при предоставлении госуслуг.
Оператором данного реестра является налоговая служба.
Службой закуплено и поставлено 472 программно-аппаратных комплекса (ПАК) для органов ЗАГС и органов местного самоуправления.
Управлением развернут Удостоверяющий центр ФГИС ЕГР ЗАГС, сгенерированы ключи и сертификаты электронных подписей для 446 сотрудников ЗАГС и уполномоченных органов.
Оказана выездная практическая помощь по настройке комплексов муниципальным поселениям в 22 районах.
До 1 октября этого года предстоит завершить все мероприятия и обеспечить внедрение ЕГР ЗАГС в промышленную эксплуатацию.
Для этого запланировано 2 этапа массового обновления программного обеспечения. По ходу проведения 1 этапа выявлены проблемы со скоростью каналов связи, с исполнительской дисциплиной и недостаточной компьютерной грамотностью специалистов муниципалитетов. При этом следующий этап обновления будет более продолжительным и весомым.
Проблема связи должна решиться с внедрением единой сети передачи данных, провайдером которой является ПАО Ростелеком.
Требуется постоянный контроль и поддержка со стороны Управления ЗАГС при Правительстве РС(Я) и налоговых органов за процессами внедрения в районных ЗАГС и уполномоченных администрациях поселений.
Руководителем Службы Михаилом Владимировичем Мишустиным направлено Главам регионов письмо с предложением отменить делегирование полномочий ЗАГС в органы местного самоуправления при незначительном количестве актовых записей. В 31 муниципальном образовании за 3 года зарегистрировано менее трёх актовых записей.
Отдельно остановлюсь на итогах первого этапа реформы контрольно-кассовой техники, который начал действовать с 01 февраля 2017 года. Новая платформа администрирования контрольно-кассовой техники позволяет в режиме онлайн видеть все розничные продажи.
С 1 июля владельцы кассовой техники перешли на новый порядок применения ККТ. На сегодня в республике зарегистрированы и работают более 7 тыс. онлайн-касс. В целом по стране свыше 1,5 млн. касс нового образца отпечатали более 23 млрд. чеков.
Второй этап – переход на онлайн-кассы с 1 июля этого года плательщиков, использующих патент, ЕНВД, владельцев торговых автоматов и предпринимателей, оказывающих услуги населению и занятых в розничной торговле. Для максимально безболезненного перехода принят закон о налоговом вычете при покупке онлайн-кассы.
Здесь важная задача – усилить разъяснительную работу и организовать комфортный переход на новый порядок налогоплательщиков, применяющих спецрежимы.
Хочу обратить внимание начальников инспекций на работу с молодыми специалистами и наставниками.
В 2017 году Управлением проведен семинар для молодых специалистов и конкурс «Полна казна – сильна страна» среди молодых специалистов. Семинары планируем проводить ежегодно, а конкурсы – раз в два года.
Количество молодых специалистов в налоговых органах республики в среднем составляет 21%. В шести инспекциях количество молодых специалистов превышает средний показатель.
По итогам проведенного анализа текучести кадров установлено, что в инспекции по Алданскому району и Межрайонной ИФНС России № 9 три года сохраняется высокий процент текучести.
Перед нами стоит задача из выпускников учебных заведений воспитать квалифицированных специалистов. В выполнении данной задачи огромное значение выполняет институт наставничества.
Начальники инспекций должны взять эту работу на контроль.
В текущем году в соответствии с мероприятиями Стратегической карты ФНС России перед налоговыми органами республики стоят следующие основные задачи:
— обеспечить выполнение параметров бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов;
— снизить размер совокупной задолженности, обеспечив эффективность взыскания задолженности не менее 75 процентов;
— для контрольного блока: принять меры по обеспечению чистоты подконтрольной среды и устранению схем ухода от налогообложения, сохранить высокий уровень эффективности взыскания доначисленных платежей по контрольной работе на уровне не менее 70%;
— продолжить проведение работы по обеспечению достоверности ЕГРЮЛ;
— обеспечить качественную подготовительную работу к налогообложению имущества физических лиц от кадастровой стоимости;
— до 1 октября обеспечить внедрение ЕГР ЗАГС в промышленную эксплуатацию;
— провести подготовительные процессы к внедрению третьего функционального блока АИС «Налог-3».
В заключение выражаю благодарность нашим коллегам из Правительства республики, республиканских министерств и ведомств и федеральных органов власти.
От нашей совместной работы и успешного взаимодействия зависят полнота пополнения бюджетов всех уровней, стабильность экономики и, в конечном счёте, благополучие всех граждан республики.