«Вести Якутии»в ходе мониторинга ситуации с долгами по заработной плате самым низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы, переведенным на так называемый аутсорсинг, столкнулась с рядом противоречащих заявлений, озвученных из разных уст якутских випов.
В связи с наличием такой противоречивой информации «Вести Якутии» решили снова получить экспертное мнение у Эрнста Березкина, чей прогноз по неисполнению бюджета республики за 2017 год подтвердился:
— Все рейтинговые агентства работают по достаточно шаблонным схемам. Хочу напомнить, что впервые рейтинг республика получила в бытность моей работы в 2002 году.
Наличие хорошего рейтинга позволяет региону осуществлять на финансовом рынке заимствования (кредиты, размещение облигаций) по более выгодным ценам (процентам). Поэтому к ним попадают от республиканских минфина и минэкономики только официальные данные.
Явно агентство не видело данных о том, что кроме официального дефицита в бюджете 2017 года появилась дыра в 11 млрд рублей, не видит агентство долгов бюджетных учреждений.
Что касается информации Финанс.ру об угрозе Якутии попасть под прямое управление, то это весьма далекое от действительности экспертное мнение. При всей моей критике нынешнего бездарного управления республикой, я не согласен с данной оценкой.
К сожалению, в России есть регионы, которым собственных доходов и федеральных дотаций не хватает даже на общий фонд оплаты работников бюджетной сферы.
С этим в свое время столкнулся и Константин Ильковский в Забайкальском крае. А что делать с остальными затратами бюджета: с коммунальными платежами, с софинансированием федеральных программ, с приобретением медикаментов, с санитарной авиацией, с поддержкой сельского хозяйства, с покупкой учебников и многим, многим другим?
В этом отношении, Якутия живет «вольготно», точнее жила. Наш бюджет имеет возможность кроме «насущного хлеба» финансировать игры, пиар, гранты, бесконечные командировки, установку памятников и тому подобное.
Наш дефицит бюджета обусловлен не только законодательно установленными обязательствами государства, но и особенностями нашей экономики, требующих высоких затрат на поддержку сельского хозяйства, дотаций на ЖКХ, дотирования региональных авиарейсов.
При этом, самый главный минус нашей политики, о котором я не устаю говорить, — это огромное количество чиновников, игр, развлечений. Живем как в Древнем Риме. Народ держат за быдло, разбрасывая «хлеб» и устраивая зрелища. Что будет с народом, когда денег на «хлеб» не станет?
Когда «прикормленные» и отученные работать самостоятельно люди останутся без бюджетного финансирования?
Возьмем тот же миллиард рублей на СМИ, так или иначе, за счет этих денег существует большое количество людей, работающих в этой сфере. Если в один момент у республиканского бюджета не окажется возможности дальше выделять такие деньги на СМИ, то сотни людей останутся без работы.
Про финансирование сельского хозяйства и объяснять не надо, какой урон может быть нанесен жизни десятков тысяч селян.
А вот бюджетные индикаторы при этом будут оставаться на хорошем уровне!
Министр финансов республики Жондоров, признав неисполнение бюджета на 10 с лишним миллиардов, высказался о том, что из них только 3,5 миллиарда рублей превратятся в реальную кредиторскую задолженность бюджетной сферы, которую постепенно будут погашать.
Это заявление излишне оптимистичное. Или на целых 7 миллиардов правительство Якутии изначально закладывало «лишние» расходы, без которых республика могла прожить 2017 год.
Это также говорит о низком качестве работы госорганов республики.
Погашать же такую кредиторку за счет бюджета этого года без большого секвестра текущих плановых затрат не получится.
Поэтому и заявление Борисова о выработке бюджетных приоритетов может говорить только о необходимости секвестра.
Но, вместо честной и открытой работы по сокращению бюджета, оформления этого через закон, Ил Дархан с правительством хотят манипулировать в рамках принятого бюджета — «это буду финансировать, а это не буду».
Это не только плевок в сторону Ил Тумэна, но и внесение полной «неразберихи» в работу министерств и ведомств. О каких результатах государственных программ потом можно спрашивать с министров?