Средняя цена этого вида полиса снизилась впервые с 2004 года, но это ненадолго — Министерство финансов РФ готовит законопроект о либерализации тарифов ОСАГО, который позволит страховщикам повысить цены, отмечает The Bell.
Минувший год оказался неудачным для рынка ОСАГО, пишут «Ведомости». Сборы отечественных страховых компаний по ОСАГО сократились на 3% — до 228,1 млрд рублей, средняя выплата компенсаций по ОСАГО выросла на 10% — до 75 763 рублей, а всего выплаты увеличились на 9% — до 181 млрд рублей. Всего за год было продано 39,2 млн полисов ОСАГО — на 145,8 тыс. больше, чем в 2016-м, сообщается в публикации.
По словам директора страховой аналитической группы Fitch Анастасии Литвиновой, падение средней стоимости этого вида полиса и премий было предсказуемо, поскольку стоимость полиса прямо зависит от региона, а с началом в 2017 году обязательных продаж е-ОСАГО страховщики лишились возможности физически сдерживать продажи полисов в регионах с низким территориальным коэффициентом и высокой убыточностью.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев также связывает падение стоимости ОСАГО с обязательными продажами электронных полисов, но объясняет это появлением новой схемы: недобросовестные страхователи при оформлении е-ОСАГО указывают регионы с низким коэффициентом, например Крым, где коэффициент 0,6, в то время как в Москве — 2.
Помимо этого, для экономии страхователи при покупке е-ОСАГО указывают ложные данные о мощности автомобиля, возрасте и стаже вождения, добавил Уфимцев. Если ложные данные не прошли проверку в базе РСА, закон разрешает клиенту загрузить сканы документов, и «мошенники загружают сканы документов, подделанные в фотошопе», объяснил он.
Второй причиной падения стоимости ОСАГО стало улучшение работы базы РСА, сообщается в статье. Одной из самых частых жалоб на страховщиков был отказ в скидке за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус, КБМ). КБМ стал применяться более корректно, что повлекло снижение стоимости ОСАГО, пояснил руководитель дирекции развития страхования МАКС Сергей Печников.
Итоги минувшего года показывают дисбаланс в системе ОСАГО, считает президент РСА Игорь Юргенс. По его словам, около 1 млн российских автовладельцев ездят без полиса, поскольку выгоднее заплатить штраф 800 рублей. Вместе с тем в Госдуме уже рассматривается проект повышения штрафа за отсутствие у водителя полиса ОСАГО более чем в шесть раз — до 5000 рублей.
При этом на рынке ОСАГО сменился лидер, пишет газета. Компания «Росгосстрах», недавно занимавшая 40% этого рынка, столкнувшись с многомиллиардными убытками, к концу года довела свою долю до 10%. За год «Росгосстрах» продал полисов на 31,8 млрд рублей и впервые уступил лидерство. Новым лидером, по данным РСА, стала компания «РЕСО-гарантия», продавшая полисов ОСАГО на 36,1 млрд рублей.