Хочется пояснить читателям обращение к Михаилу Андриановичу на «ты». Нам было удобнее вести разговор, не переходя на формальности, так как мы были знакомы еще раньше.
– Как ты решил выдвинуть свою кандидатуру на пост главы наслега?
– Мысль стать главой родного наслега жила у меня всегда. Мой родной дядя Иван Дмитриевич Бастыров был здесь главой, их тогда еще назначали. Для меня он всегда был и остается примером успешного руководителя. Он еще работал управляющим совхоза. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась, и это стало для нашей семьи большой утратой. Долгое время я не решался баллотироваться, скажем, набирался опыта. Сейчас кризис, с каждым годом ситуация все сложнее и сложнее – в таком положении дел сложно было решиться идти на выборы. Но в эти трудные времена хочу принести пользу родному наслегу.
– Что ты испытывал в ночь с 10 на 11 сентября?
– Сильного волнения не было. У меня прописка в Олекминске, поэтому в Нерюктяйе не голосовал. На избирательный участок даже не ходил. Заволновался, когда начался подсчет голосов. В ватсап-группах уже сообщали результаты выборов в других наслегах: Кыллахе, I Нерюктяйе, Тяне, Токко – от этого волнение нарастало. Итоги по нашему участку стали известны в числе последних. Хотя и была вероятность в победе, не исключался иной поворот событий. Все-таки, это выборы. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что с моей стороны были допущены кое-какие ошибки в предвыборной кампании, что-то упустил, не сделал. Если б вернуть время назад, агитационную работу вел бы по-другому.
– Какими были результаты голосования и насколько оправдали твои ожидания?
– Итоги голосования меня особо не удивили, я ожидал такого исхода. В принципе, был уверен в своих силах, поэтому и выдвинулся. Просто испытывать себя – это не мое. Рассчитывал примерно на 200 голосов, а набрал 159. Думаю, сказалась недостаточная агитационная работа. В предвыборные дни провел несколько собраний. Наше муниципальное образование состоит из трех населенных пунктов: II Нерюктяй, Бердинка, Холго. В Бердинке и Холго многих не знал, поэтому ходил по домам, знакомился и агитировал. В Нерюктяйе примерно знал свой электорат, и решил, что надо агитировать тех, кто бы сомневался в своем выборе. К тем, кто, как я думал, точно отдал бы голос за меня, не ходил. Это было большим упущением. Люди потом признавались, мол, мы тебя ждали с агитацией, а ты не пришел.
Я убежден, что человек должен голосовать не за того, кто пообещал больше. В своей программе не стал обещать того, чего не осилю, поэтому предвыборную программу написал скромно, нацеливаясь на конкретные проблемы.
– Как прошел первый рабочий день?
– Первый день прошел на одном дыхании. Начал входить в курс дела, вел телефонные переговоры с разными организациями, министерствами. Мой предыдущий опыт помогал в новой работе, имелись кое-какие планы, идеи. Некоторые проекты были начаты предыдущей главой, например, строительство 4-х квартирного дома для молодых специалистов. Также по линии Министерства сельского хозяйства РС (Я) проведен летний водопровод, пробный запуск уже сделали, но окончательная приемка состоится в 2018 году. Надо довести эти дела до конца.
– Кто был на инаугурации?
– От администрации Олекминского района приехал мой бывший начальник — Борис Геннадьевич Полуэктов, руководитель управления по развитию инфраструктуры и инвестиций; присутствовали вновь избранные депутаты, выбрали председателя, заместителя и определили составы различных комиссий. Пришли и избиратели, озвучили проблемные вопросы, сказали слова напутствия, спасибо им за это. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить участковую избирательную комиссию. По результатам выборов, к работе комиссии не было никаких претензий.
– Какие имеются планы?
– В течение трех месяцев уже появились какие-то наработки по моим планам. Надо построить культурно-спортивный комплекс. Имеющийся СДК находится в таком состоянии, что нет смысла его ремонтировать, его можно признать ветхим. Сейчас надо думать, каким образом построить новый клуб, в какую программу войти. Думал строить через «Добрые дела», но с каждым годом по этой программе финансирования все меньше и меньше.
Первостепенная задача, которая стоит перед нами, это дом для молодых специалистов. Если вдаваться в цифры, сметная стоимость составляет порядка 16 миллионов. Но мы убрали некоторые работы, в частности устройство подъездных дорог и тротуаров, озеленение, на которые уходит почти 3 миллиона. В программу идем с конечной суммой 13 миллионов с лишним. По условиям программы, 30% стоимости от объема финансирования население должно возместить своими силами. Например, огораживание территории, отсыпка, даже участие в самом строительстве дома. По условиям программы половина стоимости строительства финансируется из республиканского бюджета, половина – из местного. Получается из республиканского бюджета нам необходимо примерно 5 миллионов рублей. Свою половину в размере этой суммы мы не сможем осилить за год, поэтому разбили на несколько лет. В 2017 году часть средств выделена: на проект, экспертизу, коробку здания. На 2018 год предусмотрели порядка 2 миллионов, и в 2019-м – также 2 миллиона, но эта сумма предварительная, может поменяться в зависимости от ситуации.
– Каким ты видишь свое село и земляков?
– Я горжусь своим наслегом. У нас одна из старейших школ в районе, через которую прошло много людей, из других сел в том числе. Благодаря этому представители старшего поколения района знают друг друга, поддерживают приятельские отношения. Когда существовал совхоз «Димитровский», он объединял всех людей, жизнь кипела.
Одна из характерных черт моих односельчан – это то, что наши мужчины тесно общаются между собой, решают посильные проблемы. Сейчас, мне кажется, есть такая тенденция, что люди замыкаются в рамках своего дома. И у нас, к сожалению, такое есть. Хотелось бы объединить людей, чтобы они общались не в социальных сетях, а вживую. Решили возобновить работу туелбэ, люди понимают эту потребность, но надо их организовать, собрать.
Долгое время я почти не жил во II Нерюктяйе. Уехал учиться в 2001-м, работал. Насколько я помню, раньше сельчане были активнее. Сейчас в Дом культуры особо не ходят. Считаю, что решение проблем в наслеге – это не только полномочия администрации, но и долг самих жителей. Не все вопросы упираются в финансирование, а вполне решаемы общими усилиями.
– Какая, на твой взгляд, самая большая проблема в наслеге?
– Как и в других селах, безработица. Она приводит к отсутствию денег, некоторые живут в нищете. Не то что являются малообеспеченными, а живут за порогом бедности. У большинства жителей нет доходов, покрывающих прожиточный минимум. Есть неработающие семьи с пятью и более детьми, живут только на пособия. Моя задача – поддерживать их. Будем проводить различные благотворительные акции. Существует землячество выходцев из II Нерюктяйя, есть активисты, неравнодушные к своему селу. В этом году они решили организовать новогодние подарки малообеспеченным семьям. Хотим провести лотерею и вырученные средства пустить на благотворительность. Некоторым детям даже не в чем идти в школу! Кто должен помогать таким семьям? Пособия еле хватает на еду.
В 2018 году вплотную займемся проблемами безработных. В Центре занятости есть самые различные направления содействия трудоустройству, например, предприниматель устраивает у себя безработного, отчитывается в ЦЗН, а Центр возмещает расходы на заработную плату. Привлечь бы одного предпринимателя, затем и другие подтянутся…
– Что будет через пять лет?
– Надеюсь, мне удастся претворить свою программу в жизнь, заложить фундамент, завести такой механизм, чтобы вновь избранный глава – неважно я или кто-то другой, продолжал набирать обороты и плодотворно работать. Требуется проделать огромную работу. За два месяца я понял, как много изъянов, упущений, разных нюансов – в общем, работы хватает. Постоянные изменения в законах, новшества не дадут скучать. Нужно быть в тонусе, не давать себе расслабляться. Думаю, если даже мы не попадем в программу «Моя Якутия в XXI веке», мы все равно построим дом для молодых специалистов, поскольку это одна из значимых проблем. Мы должны поддерживать молодых.
Хочется особое внимание уделить сельскому хозяйству, так как село и сельское хозяйство являются неотделимыми понятиями. Без поддержки сельского хозяйства село развиваться не будет. На форумах можно увидеть такие комментарии: «сельское хозяйство – это черная дыра», «сколько денег ни давай, результата не будет». В Европе, где климат мягче, чем у нас, уровень государственной поддержки сельского хозяйства в разы больше, чем в России. За счет этого и продукция дешевле, и не дает развиваться нашему сельскому хозяйству.
Государство, понимая, что сельское хозяйство в стране может совсем исчезнуть, начало финансовую поддержку в виде субсидий, дотаций, грантов и т.д. В следующем году от своего наслега хотим выдвинуть 3-4-х участников по программе «Начинающий фермер». Я поеду с ними защищать проекты. Если раньше такого не было, сейчас требуется присутствие главы. Таким образом, за тех, кто получает грант, ответственность берет и администрация наслега.
Люди боятся участвовать – психология такова, что есть боязнь всего нового. Думают, что сложно открыть ИП, боятся отчетов, налогов и т.д. Грантовая поддержка, например, для начинающих фермеров, ощутимая – до полутора миллиона рублей, которые можно использовать на развитие хозяйства. Со строительством локального водопровода летом проблем с водой быть не должно, люди смогут заниматься огородничеством, сажать свеклу, морковь, капусту, тем более в Олекминске открылось овощехранилище. Люди смогут сбывать урожай по заранее заключенным договорам.
– Каким ты видишь наш район? Что мешает району развиваться?
– Основная проблема, на мой взгляд, это отдаленность от регионального центра, сложная транспортная схема, сказывающаяся на цене. Слышал, как один депутат назвал наш район промышленным. Мне кажется, наш район нельзя называть таким, потому что мы не добываем полезные ископаемые, во всяком случае, в крупных масштабах. Да, есть нефтепровод, но он только проходит через территорию нашего района, доходы от этого небольшие. С газопроводом будет то же самое. Бюджет у нас не такой, как в настоящих промышленных районах: в Нерюнгринском, Мирном, Ленском, Алданском. Многое мы теряем из-за отдаленности. Например, в конкурсах, проводимых Министерством сельского хозяйства, участнику нужно лично выступать перед комиссией. Поедет человек, потратит кучу денег и в итоге грант не выиграет. Захочет ли он после этого поехать ещё раз? Конечно, нет.
– Какие предварительные итоги есть по работе?
– Во-первых, установил контакт с коллективом. Надо понимать, что, когда меняется руководитель, сотрудникам нужно время, чтобы «перенастроиться» на нового человека, для этого требуется определенный период. Мне кажется, нам удалось в короткий срок наладить отношения в коллективе.
Во-вторых, как уже было сказано, в этом году мы начали строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов. И параллельно подали документы на участие в программе общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». В связи с уменьшением размера финансирования данной программы в 2018 году вероятность попасть в нее усложнилась. В случае если объект не попадет в программу, к сожалению, завершение строительства отодвинется на более поздний срок.
В-третьих, на сельском сходе большинством жителей было решено принять закон о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории муниципального образования «Нерюктяйинский 2-й наслег». Сейчас готовится пакет документов для узаконивания этого решения Государственным Собранием (Ил Тyмэн).
В-четвертых, в текущем месяце мы заключили муниципальный контракт с ООО «Авангард-Импорт» на поставку искусственной травы для спортивной площадки на сумму 814 452,27 руб. Весной уложим покрытие, проведем работы по повышению привлекательности площадки.
Я рассказал только основное, работа ведется и по другим направлениям, но об этом читатели газеты узнают позже.