«С 2006 года министерство образования и науки Якутии совместно с ЮНЕСКО реализует проект по внедрению кочевых детских садов как вариативная форма дошкольного образования. Сегодня в ряде районов региона работают четыре формы дошкольных учреждений для детей оленеводов. Наш опыт показал, что кочевые сады эффективны, и эта практика будет расширена. Кочевые сады будут открыты во всех северных и арктических районах республики, а также в тех населенных пунктах, где компактно проживают представители коренных малочисленных народов Севера», — рассказала эксперт.
По словам Томтосовой, кочевые сады позволяют не отрывать детей от родителей-оленеводов, в то же время дают возможность для полноценного развития ребенка. «Воспитатель-тьютор выезжает вместе с кочевниками и их детьми, полностью сопровождая их во время кочевого сезона. Воспитатель проводит для детей игровые занятия, обучает счету, преподает азы родного, русского и якутского языков», — рассказала она.
Эксперт отметила, что кочевое образование позволяет приобщать к языку, культуре своего народа, а также приучать к «навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, формированию основ безопасного труда в быту, социуме, природе».
По данным ведомства, в 13 северных и пяти арктических районах Якутии дошкольные учреждения посещают 6 711 детей в 116 детских садах, что составляет 10,8% от общей численности дошкольников в республике.