В связи с вереломным нападением фашистской Германии на СССР и началом Великой Отечественной войны в июле 1941-го Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве воздушной трассы Уэлькаль-Якутск-Красноярск протяженностью около 5 тысяч километров для ускоренной доставки авиационной техники из США, предоставляемой правительством этой страны по ленд-лизу для вооружения Красной армии.
Её подготовка и обслуживание были возложены на Главное управление гражданского воздушного флота (ГВФ). Для проведения изысканий на столь громадной территории и последующего строительства авиабаз и авиаплощадок ГУ ГВФ создало Управление особой воздушной линии (ОВЛ) ГВФ, начальником которого был назначен талантливый организатор-инженер Д.Е. Чусов.
В июле 1941 года начались изыскательские работы по подбору места и строительства промежуточного сухопутного аэродрома в г. Олекминске (авиабазы). Первоначально место под аэродром намечалось в нескольких пунктах: в местности, где сейчас располагаются Парк культуры и отдыха и спорткомплекс «Чароит», на полях колхоза «Искра» в 7-и километрах к западу от города Олекминска, между населенными пунктами Юнкюр и Куранда, где были начаты даже некоторые земляные работы. С прибытием в конце июля 1941 года группы изыскателей-строителей объектов 8-й авиационной базы ОВЛ (аэропорт Олекминск) во главе с инженером-майором Самуилом Львовичем Окунем по соображениям обеспечения регулярности и безопасности полетов эти варианты были отменены (туманы в межсезонье, подтопляемость в наводнение, роза ветров и т.п.).
Начались новые интенсивные наземные изыскания, воздушные облеты. Для проведения этих работ за инженером Окунем С.Л. была закреплена автомашина с шофером Светлолобовым С.И. и задействован самолет У-2 (ПО-2), пилотируемый нашим земляком, первым гражданским летчиком-якутом Кузьминым Валерием Ильичом, впоследствии ставшим Заслуженным пилотом СССР, Героем Социалистического труда.
Место было определено в 5-ти километрах северо-восточнее города Олекминска, в районе двух небольших Мунду-Кюёльских скопеческих пашен, где в настоящее время дислоцируется аэропорт.
По воспоминаниям К.А. Миллера, работавшего в то время механиком Абагинской МТС, где-то в начале августа 1941 года его пригласили в Райком ВКП (б), где его ждал офицер Красной армии, инженер Окунь С.Л.
Была поставлена задача – немедленно передать в распоряжение начальника строительства 8-й авиационной базы три трактора с трактористами (Барамыгин, Рыбкин, Карасов).
Для осуществления работ по строительству авиабазы в составе УС КВТ был создан специальный Олекминский участок строительства (113 чел.) под руководством инженера Окуня С.Л. С февраля 1943 года начальником строительства был назначен инженер Добриниченко Илларий Андреевич. Личный состав стройучастка занимался строительством объектов жизнеобеспечения (жилых бараков, землянок, объектов связи и навигации и т.п.).
На строительство взлетно-посадочной полосы были привлечены военные специалисты, мобилизованные, военнообязанные, непригодные к строевой службе в рядах Красной армии, а также местное население, гужевой транспорт из близлежащих колхозов. Вырубка леса, выкорчевывание пней, расчистка ВПП велись в основном вручную, механизация была минимальной. Несмотря на это, в неимоверно короткие сроки среди лесов и болот были построены ВПП, ряд жилых и производственных объектов. Работы по строительству велись непрерывно. Приходилось решать серьезнейшие вопросы по обеспечению материалами, оборудованием, завозу ГСМ, размещению и организации питания людей. Большое содействие в решении этих вопросов оказывали местные партийные органы.
Строительство авиатрассы, проходившей большей частью над труднодоступными, малонаселенными районами, было осуществлено в небывало короткий срок – менее чем за год. К июню 1942 года завершилось сооружение основных аэродромов, и в ноябре этого года началась перегонка боевых самолетов. В июле перед завершением строительства ВТ Красноярск–Якутск–Уэлькаль по ней пролетел прославленный советский ас, Герой Советского Союза В.К. Коккинаки на американском двухмоторном бомбардировщике Б-25 с целью проверки пригодности новых аэродромов для приема на них больших партий бомбардировщиков, истребителей и транспортных самолетов.
Уже к осени 1942 года ВПП аэродрома Олекминск была полностью подготовлена для приема больших партий самолетов. В первых числах ноября соответствующей комиссией и приказом начальника КВТ ВВС КА от 9 ноября 1942 года полоса была допущена к эксплуатации. На основании этого приказом № 1 от 15.11.1942 г. командира Олекминской авиабазы, батальонного комиссара Мамонтова было зафиксировано зарождение сухопутного аэропорта. Данный приказ гласил: «Принятые материальные ценности от Олекминского гидропорта… считать имуществом Олекминской авиабазы. Штат работников гидропорта (11 чел.) зачислить в штат авиабазы».
Для технического обслуживания перегоняемой и выполняющей рейсовые полеты авиатехники в аэропорт 24.11.1942 г. прибыла группа авиаспециалистов в составе 10 человек, в числе которых был воентехник Иван Петрович Зуев. Впоследствии он, демобилизовавшись из рядов Красной армии в 1946 году, работал в аэропорту Олекминск авиатехником, инженером, а затем и начальником авиационно-технической базы. За трудовые достижения был удостоен ордена «Трудового Красного Знамени», Знака «Отличник Аэрофлота», почетных званий – «Заслуженный работник транспорта ЯАССР», «Ветеран Якутского управления ГА», «Почетный гражданин Олекминского района» и многих других наград.
В период строительства аэропорта и перегонки самолетов трудились многие местные жители. 17-летним юношей в 1943 году поступил на работу Столярчук Кирилл Макарович, который непрерывно проработал 51 год в качестве грейдериста, тракториста, водителя АТС. Также трудились Светлолобов Степан Иванович – шофер, Светлолобов Анатолий Иванович – радиотелеграфист, Винокуров Федор Федотович – радиомоторист, Синицина Агафья Егоровна – шофер, Долгих Павел Степанович – начальник пеленгатора, Долгих Фия Захаровна – радиопеленгаторщик, Лобанов Григорий Николаевич – метеоролог, Тахватулин Ревгат Галимзянович – радист, Чащин Евстафий Маркович – плотник, Внуков Иван Иванович – рабочий, Сафронова Вера Назаровна – рабочая и многие другие.
Личному составу авиабазы, особенно техническому, приходилось работать в неимоверно трудных условиях. В холодные периоды моторы воздушных судов подогревались специально приспособленными железными печками (печки «Фока»), отапливаемыми дровами. Технический состав ютился в землянках. Позже для подогрева двигателей появились бензиновые подогреватели типа «АПЛ», «ИП-20, 40», «МП-44».
Всего за время функционирования авиатрассы Фербенкс-Красноярск (АлСиб) было доставлено для нужд фронта 7928 самолетов и большинство из них совершали посадку в аэропорту Олекминск.
Великая Отечественная война собирала свои жертвы не только на полях сражений, но и далеко от фронта. На авиатрассе, за время её действия, произошло 45 авиакатастроф, в которых погибло 115 авиаторов. Более двух десятков из них пропали без вести и место их гибели не установлено до сих пор.
После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и прекращения поставок военной техники из США поменялись и функции аэропорта. Вся деятельность гражданской авиации была направлена на удовлетворение нужд порушенного народного хозяйства и населения. С 1948 года началась работа по развитию внутрирайонного авиаобслуживания населения, применению авиации в народном хозяйстве.
Были построены посадочные площадки местных воздушных линий (МВЛ). К началу 1960 года практически все населенные пункты Олекминского района были связаны воздушным сообщением.
За время становления и развития аэропорта Олекминск в нем образовались трудовые династии Дресвянниковых, Чащиных, Филимоновых, Светлолобовых-Поповых, Решетниковых-Лапа, Евстифеевых, Васильевых, Легостаевых, трудовой стаж каждой из которых составляет от 110 лет и более.
Многие авиаспециалисты выходцы из других регионов СССР, прибывшие в аэропорт после окончания учебных заведений, создавали здесь семьи и оставались жить и работать на длительный — более 20 лет – срок. Их дети становились коренными якутянами. Это Григорьевы, Васильевы, Зуевы, Петровы, Бордуковы, Языковы, Бабенко, Ковтун, Голушко-Ерема, Лукьяненко и многие, многие другие.
В юбилейный год хотелось бы вспомнить всех тружеников аэропорта поименно, с кем совместно работали. Но это невозможно вместить в газетный объем.
В эти предъюбилейные дни желаю всем ветеранам аэропорта, находящимся на заслуженном отдыхе, отличного здоровья, бодрости духа, заботы родных и близких. Ныне работающим — успехов в труде, оптимизма, семейного счастья, благополучия.