5 мая в ходе итогового заседания Межведомственной комиссии по координации перевозки грузов в зимний период были подведены итоги работы сезонных автомобильных дорог в зимний период 2016-2017 года и определены основные задачи в зимний период 2017-2018 года
С информацией выступил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сергей Владимиров. Он доложил, что общая протяженность автомобильных дорог на территории республики составляет 36,7 тысяч километров. Из общей протяженности 3,6 тысяч км (9,8%) приходится на автомобильные дороги общего пользования федерального значения, 12,6 тысяч км (34,3%) — регионального значения, 20,8 тысяч км (56,6%) – на муниципальные дороги. Около 26% от общей протяженности дорог – это дороги с твердым покрытием, 38,2% — грунтовые дороги и 35,8% — автозимники.
Общая протяженность автозимников дорожной сети арктических улусов составляет – 13,3 тысяч км, в том числе на территории 13 арктических улусов – 5,3 тысяч км (58,3%). На содержание автозимников в арктических улусах за период 2011-2016 годы из Дорожного фонда республики направлено 2,5 млрд. рублей.
Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун». Как отметил Сергей Владимиров, одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики.
— Автомобильные дороги в Арктике представляют собой автозимники, которые функционируют с декабря по апрель. В настоящее время все автозимники республики закрыты. Как показали итоги работы дорожных предприятий в зимний период 2016-2017 года, погодные условия играли важную роль в своевременном открытии и закрытии автозимников, — подчеркнул заминистра.
Далее Сергей Владимиров акцентировал особое внимание на аномальных погодных условиях и проблемных районах. Он сказал, что территории Арктической зоны на протяжении последних лет испытывают прямые и косвенные воздействия, обусловленные изменением климата. Данные мониторинга показывают, что в последние годы климат меняется в сторону потепления. Его изменения характеризуются повышением температуры атмосферного воздуха в период холодных сезонов года, увеличением годового стока рек, повышением температуры воды в период половодья, интенсивным таянием многолетнемерзлого грунта, объяснил докладчик.
Продолжая Сергей Владимиров отметил, что изменение климата формирует серьезную проблему, вызванную сокращением периода ледостава на реках и озерах, медленным нарастанием толщины льда. Это приводит к переносу сроков открытия автозимников.
Так в зимний период 2016-2017 годов из-за аномальных погодно-климатических условий в северных и арктических районах республики наблюдалось позднее замерзание ледяного покрова ледовых автозимников из-за теплой погоды и толстого снежного покрова, который создал препятствия для естественного замерзания льда.
В 2016 году с сентября по ноябрь стояла теплая погода. Кроме этого, с октября месяца отмечено выпадение очень большого количества снега – пятикратная норма, что не характерно для этого периода времени. В период действия автозимников наиболее сложная ситуация наблюдалась в Абыйском, Усть-Янском, Среднеколымском и Нижнеколымском районах, отметил Владимиров.
Для обеспечения пользователей дорог пунктами стоянки, обогрева и технического обслуживания автотранспортных средств функционируют 3 дорожно-ремонтных пунктов в селе Хонуу Момского района, поселке Чокурдах Аллаиховского района и поселке Белая гора Абыйского района, которые построены за счет Дорожного фонда республики.
В 2017 года будет построено еще 4 дорожно-ремонтных пунктов в селах Сасыр и Чуумпу-Кытыл Момского района, поселках Зырянка Верхнеколымского района и Сайдыы Верхоянского района. Также разрабатывается проектно-сметная документация для строительства дорожно-ремонтных пунктов в поселках Черский и Андрюшкино с началом их строительства с 2018 года.
Подводя итоги, Сергей Владимиров подчеркнул, что на 3 основных дорогах регионального значения «Яна», «Индигир» и «Арктика», по которым осуществляется завоз грузов в арктические и северные районы, будут разработаны приоритетные планы развития, в том числе по автодорогам северных и арктических районов.