На состоявшейся 12 апреля встрече с редакторами печатных изданий глава Якутии Егор Борисов заявил: «В «Алроса-Нюрба» трудится несколько десятков человек, никакого производства не ведут, ни одного карата алмазов не добыли. Бумага, контора и лицензия — вот всё, что у них есть. Она может быть просто ликвидирована». «Мы должны понимать, что акции теряют в цене, что можно вообще потерять это предприятие. Ближе к годовому собранию, к осени, когда акции могут подорожать на результатах деятельности компании за год, мы планируем их реализовать», — сказал он.
Однако, с этим мнением не согласились эксперты.
Правительство республики должно поступить честно
Как прокомментировал «Вестям Якутии» политик Эрнст Березкин: «Проблема делится на две составляющие.
Первая, вопрос — кому же принадлежат 10%?
В свое время, когда создавалась компания «АЛРОСА-Нюрба», 10% от имени Нюрбинского района, (тогда еще не было муниципальных образований, всё было органами местного государственного управления) подписывался учредительный договор. Впоследствии, когда было принято решение, что будут сформированы муниципальные образования на поселенческом и районном уровнях, акции «АЛРОСА-Нюрба» Нюрбинскому улусу не были переданы. Я считаю, что правительство республики должно поступить честно, и отдать эти акции муниципальному образованию «Нюрбинский улус». Это абсолютно адекватные и честные взаимоотношения.
В данном случае происходит та же ситуация, когда на территории Нюрбинского улуса нашли месторождение, оно разрабатывается, соответственно, если муниципалитет будет принимать долевое участие в работе этой компании, это плюс не только для жителей Нюрбы, но и для всей республики. Это первое.
Вторая составляющая. Вы же видите, как сейчас комментирует руководство акционерной компании «АЛРОСА» данную ситуацию. Оно откровенно говорит: «Мы получили неоднократные просьбы правительства республики купить эти акции. Ну еще будем думать, покупать и по какой цене покупать». То есть, если акционерная компания «АЛРОСА» открыто заявляет о том, что не они инициаторы купли-продажи акций «АЛРОСА-Нюрба», соответственно весь вопрос к нашему правительству, к Ил Дархану — с какой стати вы решили продавать эти 10%?».
17 апреля, кандидат экономических наук, директор ИАЦ «Эксперт» СВФУ им.М.К. Аммосова Юрий Данилов заявил корреспонденту ИА REGNUM: «Намеренно или случайно в высказываниях Егора Борисова намешана и правда, и откровенное передёргивание фактов. Действительно, что в «АЛРОСА-Нюрба» работает несколько десятков человек, а добычу алмазов по договору с ней ведёт Нюрбинский ГОК. То есть, говорить о том, что «АЛРОСА-Нюрба» не добывает алмазы, это неправомочно». При этом, Юрий Данилов подчеркнул, что «АЛРОСА-Нюрба» владеет лицензиями на добычу алмазов в месторождениях Нюрбинская и Ботуобинская с общими запасами алмазов 110 млн карат.
«Вспомните продажу за гораздо большую стоимость акций ОАО «Эльгауголь» «Мечелу», когда там не велось добычи угля, а у компании была только лицензия на добычу угля Эльгинского месторождения. Так что обоснования по продаже акций АЛРОСА-Нюрба по заниженной стоимости являются несостоятельными».
«Но даже при максимальной стоимости акций рыночная капитализация компании составит около 300 млн долларов, она не соответствует действительности и занижена минимум в два раза, так АЛРОСА-Нюрба в 2015 году добыла 7,5 млн карат алмазов на сумму свыше 600 млн долларов. Таким образом, если продавать акции АЛРОСА-Нюрба, то не следует ориентироваться на биржевую стоимость, и аргументы главы республики о падении цен на акции на бирже являются неубедительными», — резюмировал Юрий Данилов.
О судьбе 8% акций АК «АЛРОСА» принадлежащих алмазным провинциям
На вопрос корреспондента «Вестей Якутии» о судьбе 8% акций ПАО «АЛРОСА» принадлежащих улусам Якутии Эрнст Березкин пояснил:
«Дивиденды по этим акциям поступают в бюджеты районов. Другой вопрос, что в свое время объем дивидендов, до 2004-2005 года, был абсолютно незначительный по этим акциям. Сегодня, когда общая федеральная политика идет таким образом, что все госкорпорации должны не менее 50% своей прибыли отдавать на выплату дивидендов, суммы значительно выросли.
Это уже не 5-10 и не 20 миллионов рублей. Это сотни миллионов рублей. Когда такая ситуация произошла, наше правительство не придумало ничего лучше, как заложить эти доходы (поступления дивидендов) в доходную часть бюджетов муниципальных образований.
И «от минусовав», в свою очередь, размер нормативно полагающимся им дотаций из республиканского бюджета. Соответственно, главы муниципальных образований в данном случае вполне обоснованно говорят о том, что дивиденды по этим акциям должны были идти сверх положенного, идти на инвестиционные какие-то [другие] цели для муниципального образования.
А сейчас, они вынуждены их, как и все, проедать на текущие нужды. Которых естественно не хватает и на коммуналку, и на зарплату, и на содержание дорог…».
Что потеряла Якутия
«Республика потеряла, за годы работы Штырова-Борисова, почти 220 млрд рублей. Потеряли абсолютно бездарно. Не создали никаких рабочих мест, новых. Более того, количество рабочих мест в промышленности, перерабатывающих отраслях сократилось, безработица.
Активы продаются, бюджет остается дотационным, дефицитным. Государственный долг достиг почти 50 млрд рублей.
Что это означает? Это означает, что данные руководители живут и работают по принципу «а после меня хоть потоп»: «Я сегодня хороший, я сегодня Ысыахи проведу, я дом Арчи построю, я еще там какие-нибудь награды придумаю, очередные съезды проведу, съезды: матерей, отцов, детей, внуков. Я не знаю, какие еще съезды придумаю. Погуляем, потанцуем, а после меня хоть потоп».
Сегодня, ситуация дошла до такого абсурда, я прогнозирую, что к концу этого года начнутся задержки по выплате заработной платы учителям и врачам.
Ну, Борисову надо же как-то ситуацию спасти, единственный вариант — это продать то, что осталось. И еще примерно год-полтора, он будет хорошим руководителем, будет «золотые часы» раздавать, будет награды раздавать.
Ну, а что же потом республике останется? Поэтому вопрос не в оценке стоимости, вопрос не в позиции акционерной компании «АЛРОСА». А вопрос, а с какой стати нужно продавать то, что еще осталось? Что останется будущим поколениям республики?».