В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (Управление) подведены итоги работы по основным направлениям деятельности в 2016 году, озвучены проблемы и перспективные задачи Управления на 2017 год
Акцент был сделан на обсуждении вопросов, связанных с работой Управления и его структурных подразделений в сфере исполнительного производства, в частности, взыскания алиментов, а также обеспечения установленного порядка деятельности судов, дознания и административной практики, а также на обеспечение доступности и открытости взаимодействия с референтными группами.
В результате осуществленных мер за 2016 год Управлением были выполнены 7 основных показателей из 9 установленных.
В Публичной декларации целей и задач ФССП России были заявлены в качестве ключевых целей обеспечение установленного порядка деятельности судов, обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а также обеспечение доступности и оперативности взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями.
Приоритетные задачи, определенные в рамках достижения цели «Обеспечение установленного порядка деятельности судов», в целом, выполнены.
При реализации Управлением функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов в 2016 году обеспечена безопасность всех находящихся на территории республики 91 здания судов, за год не было допущено чрезвычайных происшествий, повлекших причинение вреда здоровью участников судебных процессов, работников и посетителей судов и судебных участков мировых судей.
В отчетном периоде судебными приставами по ОУПДС выполнено более 91 тыс. заявок на обеспечение безопасности судей и иных участников судебных процессов. В суды (к судьям) доставлено более 4,4 тыс. лиц, подлежавших приводам.
При реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, в 2016 году судебными приставами по ОУПДС при исполнении должностных обязанностей задержано 53 (на 3 больше, чем в 2015 году), в том числе 6 человек– за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
При реализации задачи по принудительному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации имелись проблемы, связанные с отсутствием на протяжении 2016 года достаточного финансирования мероприятий по выдворению. Несмотря на это, в отчетном периоде за пределы Российской Федерации фактически выдворено 216 указанных лиц, что составило 81,2% от общего количества подлежавших выдворению.
В 2016 году продолжилась тенденция роста количества исполнительных документов, находящихся на принудительном исполнении. Всего на исполнении находилось более 549 тыс. исполнительных производств, для сравнения в 2015 году было 532 тыс.
Вследствие увеличения общего количества исполнительных документов продолжился рост нагрузки судебных приставов-исполнителей. В среднем в 2016 году на исполнении у одного судебного пристава находилось 3,1 тыс. исполнительных производств (в 2015 году – 2,9 тыс.).
В целях повышения эффективности исполнительного производства Управлением реализован комплекс мер, в том числе по развитию межведомственного электронного взаимодействия, продолжалась работа по организации перехода на безбумажный юридически значимый документооборот.
Всего по итогам 2016 года Управление осуществляло взаимодействие с 16 филиалами и представительствами различных банков. В результате развития информационных технологий и расширения информационного взаимодействия почти 55% всех фактически исполненных Управлением в 2016 году исполнительных производств окончены за счет электронного исполнения.
Эффективно воздействует на должников применение судебными приставами-исполнителями мер временного ограничения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. В результате применения временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации должниками исполнено требование по 1,4 тыс. ИП что на 750 больше, чем в 2015 году.
За отчетный период на 1 137 увеличилось количество исполнительных производств, в рамках которых накладывался арест на имущество должников. Применение данной меры мотивирует должников на погашение имеющейся задолженности до стадии передачи имущества на реализацию.
Всего в производстве дознавателей Управления в отчетном периоде находилось 335 уголовных дел. Окончено производством 295 дел, с учетом 67 уголовных дел, прекращенных в связи с гуманизацией уголовного законодательства. В суд с обвинительным актом направлено 225 дел. Большое внимание уделялось обеспечению конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
В отчетном периоде вступили в силу федеральные законы, направленные на гуманизацию уголовного судопроизводства, в соответствии с которыми с июля прошлого года введена административная ответственность за неуплату средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей, реализован институт административной преюдиции при привлечении должников по алиментам к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
С указанного момента в отношении должников по алиментам возбуждено 269 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, а в отношении 10 должников, которые, невзирая на административное наказание, так и не приступили к исполнению своих обязательств, возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ. Комплексная реализация указанных законодательных изменений позволила дополнительно взыскать на содержание детей более 1,2 млн. руб.
В 2016 году проводились мероприятия, направленные на достижение ключевой цели «Обеспечение доступности и оперативности взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями».
На постоянной основе осуществляется личный прием граждан и представителей организаций должностными лицами Управления. При этом для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, руководство Управления проводит выездные приемы, активно используется практика проведения удаленных приемов в режиме видеосвязи.
За 2016 год на личном приеме в ФССП России принято 1 612 граждан, отмечается увеличение количества принятых граждан-должников на 19,3% по сравнению с 2015 годом. К рассмотрению было принято 793 письменных и устных обращений.
26 октября 2016 года в целях повышения прозрачности и подотчетности деятельности, качественного изменения уровня информационной открытости, развития механизмов общественного контроля Управления проведен круглый стол с участием широкого круга представителей референтных групп. Мероприятие было проведено при поддержке Общественного совета при Управлении. Активное участие в обсуждениях было принято представителями кредитных организаций, юридических служб, Общественной палаты республики, а также средств массовой информации.
Для обеспечения общественного контроля за деятельностью ФССП России, а также оказания помощи в исполнении социально-важных категорий исполнительных производств к участию в указанных мероприятиях привлекались члены Общественного совета при Управлении, подписаны соглашения с Уполномоченным по правам человека и по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия).
В целях правового просвещения граждан организована работа по проведению Дней оказания бесплатной юридической помощи. В 2016 году бесплатная юридическая помощь оказана 762 гражданам и представителям организаций. Увеличение количества лиц, желающих получить бесплатную юридическую помощь, свидетельствует о возрастании популярности данной формы взаимодействия.
Ключевыми целями в 2017 году Управление определило обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также обеспечение доступности и оперативности взаимодействия Управления с гражданами и организациями для чего поставлены задачи по повышению эффективности исполнительного производства, созданию условий для надлежащего отправления правосудия и обеспечения безопасности в судах, продолжению внедрения современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, продолжению перехода на юридически значимый безбумажный документооборот с органами государственной власти, профилактике, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, созданию комфортных условий для сторон исполнительного производства, сокращению бюджетных расходов, дальнейшему внедрению ОС Гослинукс, повышению правовой грамотности населения в сфере исполнительного производства.