У нас она известна как Шнобелевская. Ею награждают ученых за смешные и странные исследования. Есть премия Анти-Букер… и так далее. А вот если бы кто-то зачем-то взялся учредить анти-конкурс на количество нелицеприятных эпитетов, бессильных проклятий, взываний к стыду и совести в адрес работников двух департаментов Якутска — жилищных и земельных отношений — они, наверное, могли бы составить друг другу нехилую конкуренцию за первое место. Не верите? Зайдите на форум Ykt квартирный. Самые повторяемые фамилии сотрудников ДЖО — Пак, Чекалина, Ткаченко. Именно эти фамилии связаны у людей с квартирными надеждами, разочарованиями, безысходностью и часто — с унижением человеческого достоинства.
«Иду домой с ДЖО и всю дорогу плачу, — говорит мой респондент, немолодая женщина. — Даже не потому, что несколько лет не могу получить квартиру, которую должны выделить по судебному решению, а потому, что там, похоже, чувствуют удовольствие, когда обходятся с людьми, как с быдлом. Будто личными квартирами распоряжаются. Напоминает, ей-богу, игру в сороку-воровку: этому дала, этому дала, а этому не дала. Могут и куда подальше послать…»
Как бы ни меняло ведомство названия — Управление муниципального жилья (УМЖ) или Департамент жилищных отношений (ДЖО) — многочисленные свидетельства и жалобы говорят, прежде всего, о том, что «жилищные отношения» совершенно не подразумевают уважительного отношения к человеку. Да и сколько-нибудь внятной системной политики переселения людей из ветхого аварийного жилья в этом управлении-департаменте никогда не было.
Пренебрежительная позиция к посетителям, конечно, не повод для возбуждения уголовного дела. Но о фальсификациях некоторых сотрудников ДЖО люди не просто догадываются. Они приносят подтверждающие документы. Предупреждая читательский скептицизм, привожу в материале несколько таких документов из многих и многих.
Решением от 14 августа 2006 года Якутский городской суд обязал Окружную администрацию г. Якутска предоставить гражданке Осиповой жилое помещение. Решение по неизвестной причине не было обжаловано и вступило в законную силу через десять дней.
Далее действия набирают удивительную скорость, будто их запланировали заранее. Проявив невиданную на практике оперативность, представитель Окружной администрации обращается в суд с готовым мировым соглашением и заявлением об изменении способа исполнения решения суда, аргументируя тем, что строительство не ведется и квартир свободных не наблюдается, — но мы не отказываемся от обязательств! Мы предлагаем Осиповой денежный эквивалент — 587 тысяч 400 рублей, чтобы она сама урегулировала свою жилищную проблему. Определением немедленного суда (судья Пухова, представитель Осиповой – С.Е. Иванова) от 31 августа 2006 года утверждается мировое соглашение о выплате компенсации. Всего за полмесяца был установлен своеобразный рекорд слаженной работы представителя истицы, Окружной администрации и судебного органа.
Мэрия перечислила деньги. Получив законные средства, Осипова распорядилась ими по-своему и уехала из Якутска. На этой полюбовной сделке и закончилась бы сия история, но … Очевидно, Ивановой не дает покоя соблазн, исходящий из пробела во взаимодействиях должника, судебного органа и службы судебных приставов. Ведь деньги выплачены взыскательнице и решение суда исполнено без выдачи исполнительного листа. Ни служба судебных приставов, ни суд не ведают об этом. А с судьей можно договориться…
Итак, спустя два года Иванова уже работает в УМЖ г. Якутска. Судебный пристав по итогам работы с ней составляет акт от 14.08.2008 года о невозможности взыскания, мол, должник не имеет возможности исполнить решение суда и той же датой выносит постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения.
Вскоре в Якутский городской суд вновь поступает заявление от представителя Осиповой, где он требует, основываясь на Постановлении, изменить порядок исполнения решения: предоставить ей деньги вместо квартиры уже в сумме 2 миллиона 325 тысяч рублей.
Здесь-то и начинаются удивительные метаморфозы с давнишним делом. Ни о своем новом заявлении с новыми претензиями, ни о творящихся пертурбациях с ее частным случаем Осипова, находясь далеко, не ведала ни сном, ни духом. Но кто мог подать заявление в суд от имени Осиповой и подписаться за нее?
Догадаться нетрудно: руку приложила Иванова, которая в качестве доверенного лица отстояла интересы Осиповой в 2006 году. Липовую доверенность на Тихонова – знакомого Ивановой выдала нотариус Позднякова. Почему липовую – спросите вы? Потому что ничего не подозревающая Осипова, находилась за пределами республики, не являлась в контору и доверенность на Тихонова не выписывала.
В 2008-м Иванова, как представитель МО «г.Якутск», выступила уже на другой стороне «против» бывшей доверительницы. Сама же теперь «не согласилась» с суррогатным заявлением, о чем безмятежный город, как и Осипова, не был уведомлен.
В протоколах подобных дел обычно пишут: «В корыстных целях… преступный сговор». Иванова вошла в такой сговор с судьей Федоровой, что тоже совсем несложно вычислить. Федорова должна была пробить информацию по общей судейской базе (существующей с 2003 г.) и удостовериться, выносилось ли решение по данному вопросу. Любой другой судья просто завернул бы заявление обратно, обнаружив, что дело рассмотрено. Да, любой судья, не вовлеченный в криминальный проект. К тому же в те годы по устоявшейся судебной практике сумма компенсации за возмещение одной комнаты (чем, в сущности, было жилье Осиповой) не превосходила одного миллиона, что не смутило судью Федорову.
«Артисты» или члены ОПГ, — это как кому нравится, — превосходно сыграли в полудетективном спектакле, состоявшемся на судебных подмостках в ноябре 2008 года. Представитель города Иванова иск «не признала», но суд, разумеется, удовлетворил притязания, обязав город выплатить требуемые 2 млн. 325 тыс. Апелляционную жалобу, что совершенно понятно, никто не подавал.
Судебный пристав беззвучно принял к производству исполнительный лист. Пособник? Неясно, но факт: хотя решение было приведено в исполнение, пристав почему-то же не закрыл начатое два года назад производство с означенной в нем другой суммой. Возможно, по халатности. Чем и воспользовалась Иванова.
Участники лжепроцесса уже потирали ручки, предвкушая отхватить куш, ведь знакомый Ивановой — «представитель» Осиповой — вместе с вновь выданным исполнительным листом подал для перечисления денег свой лицевой счет.
Для дележа оставалось только поступление средств, как вдруг финансовая служба обнаружила, что они давно перечислены, и последовал отказ. Очевидно, Иванова не могла договориться со всеми в цепочке на пути к вожделенному результату. Честные люди в мэрии тоже работают.
Над Кº начали сгущаться тучи. Чтобы предотвратить разоблачение, пришлось наспех придумать новый сценарий по старому шаблону. Несмотря на всякое отсутствие логики в интересах Осиповой, в суд снова было накатано заявление об изменении способа и порядка исполнения решения, снова представителем ответчика (Окружной администрации) выступила Иванова, судья Федорова снова… словом, пластинку заело.
«Заявитель в суд не явилась, — сочинила судья в Определении от 23 января 2009 года, — об уважительности причин неявки суд не был поставлен в известность».
Впрочем, не сочинила. Осипова действительно не явилась — по вполне уважительной причине все того же неведения о ситуации.
На этот раз Иванова «вспомнила» о решении суда, принятом ранее с ее же участием, и пояснила, что «…определением городского суда от 31.08.2006 было утверждено мировое соглашение, согласно которому Окружная администрация г. Якутска обязалась выплатить Осиповой во изменение исполнения решения 587 тысяч 400 рублей… Условия мирового соглашения исполнены, денежная сумма перечислена».
Представительница города праведно возмутилась поползновениями заявительницы высудить у города неположенные деньги. Федорова вняла возмущению и отказала в повторном удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Финансовая служба со ссылкой на это определение (от 28.01.2009 г.) вернула «представителю» исполнительный лист. Лицедеи облегченно вздохнули: пронесло.
…Не пронесло
Огрехи торопливого принятия последнего Определения от ноября 2008 года о взыскании 2 млн. 325 тыс. руб. из бюджета города сохранились. Оно не отменено до сих пор. Вполне вероятно, что это не огрехи, а расчет на еще одну попытку сунуть нечистую руку в бюджет. Иванова же так и не подала заявление об отмене Определения…
Прокуратура обязана реагировать на информацию в СМИ о фактах совершения противоправных действий. Вот пусть эта публикация и считается заявлением в прокуратуру.
Может быть, возмездие за подобные «представления» с корыстной начинкой имеет срок давности. Но хочу обратить внимание, что в настоящее время Галина Федорова является судьей Верховного суда РС(Я), а Светлана Иванова — начальником юридического отдела Департамента жилищных отношений ОА г.Якутска. Как-то очень сомнительно, что эти люди, чувствуя за собой определенную вину и угрызения совести, кардинально изменились в лучшую сторону.
Пока неизвестно, случилась тогда неудавшаяся единичная «премьера», или это не дебют, а хорошо отработанная схема, поставленная на поток. Но известно о существовании нескольких подложных решений, связанных и с жильем, и с изменением способа исполнения решений. Известен также случай предоставления квартиры некоему человеку и одновременно ему же — компенсации за нее в денежном эквиваленте. В ДЖО давно пора провести тотальную независимую проверку.
И вот что еще.
Анти-конкурс не просто беспомощных жалоб, но ignoble (постыдных) разоблачительных документов и расследований продолжается. К огромному сожалению. Слово «коррупция» оскомину уже набило. Знакомые говорят: очень неоптимистичные статьи ты пишешь. Не боишься?
Ну, как сказать… Зная некоторых чиновников мэрии (и не только мэрии), а также некоторых судей как людей беспринципных, моя группа тиражирует все поступающие к нам документы. Мы храним их в разных местах и посылаем, куда надо, за пределы республики.
Мне доверено писать материалы. Если этого не буду делать я, это сделают другие. Обязательно напишут и распространят как можно шире, чтобы люди знали о сорочьих делах. Можете не сомневаться.