С предложением поменять распределение доходов от налогов между федеральным и региональными бюджетами, в эти выходные выступила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, дав интервью телеканалу ОТР. Предложения на эту тему готовятся к ближайшему заседанию Совета безопасности России, сообщила спикер верхней палаты.
Заявление третьего по статусу человека в стране, сделанное в эфире государственного, пусть и не основного телеканала, анонс темы заседания едва ли не главного государственного института управления в стране, подготовка к которому, как и сами заседания всегда проходит в обстановке секретности, свидетельствуют о серьезности намерений власти. А что думают по поводу финансовых взаимоотношений с центром у нас в республике?
Руководство республики всегда предпочитало обходить эту тему стороной. Разве что в выступлениях Егора Борисова иногда проскальзывало опасения в духе, того что Москва не даст денег, если выкажем нелояльность. В последний раз такое случилось в процессе утверждения кандидатуры нового прокурора республики, когда не давших согласия депутатов Ил Тумэна, глава республики, заставил голосовать снова. Можно конечно пенять на жесткую политику Кремля, но нельзя отрицать, что такая политика в первую очередь очень удобна местным властям, поскольку позволяет, получая дотации федерального центра, не отчитываться перед собственным населением.
Оппозиционные политики, не связанные круговой порукой, конечно более свободны в своих выступлениях. Так, на прошлой неделе в Якутске состоялся форум республиканского общественного движения «Сир» где с докладом на тему перераспределения налоговых доходов в пользу Якутии выступил политик Эрнст Березкин, бывший министр финансов республики, набравший треть голосов избирателей на последних выборах главы республики.
Березкин предлагает поставить перед Ил Тумэном задачу создать с одобрения федерального правительства «Фонд развития Республики Саха (Якутия)» с зачислением в него 25% прибыли от добычи всех природных ресурсов на территории Якутии.
Внебюджетный принцип финансирования политик объясняет тем фактом, что владельцы новых месторождений полезных ископаемых на территории Якутии по федеральному законодательству получили льготу в виде нулевого налогообложения добычи на 15 лет вперед. Поэтому получить от них что-то в виде налогов не представляется возможным.
Так, по словам Березкина из 24,3 млрд рублей, поступивших в республиканский бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых в 2015 году, 22,2 млрд – это поступления от добычи алмазов. На долю остальных компаний, работающих в Якутии, приходится всего лишь чуть более 2 млрд. Что касается увеличения налога на прибыль за счет платежей «Сургутнефтегаза», то этих средств не хватает даже на ежегодную индексацию заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджет республики и муниципальных образований, в том числе тех, где ведется добыча, остаются дотационными.
14 лет назад, когда уходил первый президент Якутии Михаил Николаев, вспоминает Эрнст Березкин, республика имела: 40% акций АЛРОСА, 100% акций «Якутугля», контрольные пакеты «Саханефтегаза», «Таас-Юрях-нефтегазодобычи», «Сахателекома», «Якутцемента», и многие другие активы.
В Комдрагмете хранились запасы золота и драгоценных камней на десятки миллионов долларов. Государственный долг республики был самым низким за все последние 25 лет.
Что мы имеем сейчас? Только 25% акций АЛРОСА. Всё. Государственные компании «Сахатранснефтегаз», «Саханефтегазсбыт» и авиакомпания «Якутия» вместо того что бы приносить доход в бюджет республики, наоборот — постоянно просят помощи из бюджета. Государственный фонд драгоценных металлов и камней пуст, остались только экспонаты в его музее. Государственный долг республики достиг 40 млрд рублей и будет расти, так как республика уже не в состоянии принять бездефицитный бюджет.
Если грубо просчитать то, что растрачено за последние 14 лет помимо текущих ежегодных доходов бюджетной системы (в том числе федеральных дотаций), получится более 200 млрд рублей в текущих ценах. Что республика приобрела, истратив такие колоссальные ресурсы:
— пивзавод, дышащий на ладан и работающий на 10% своей мощности;
— железную дорогу, которая так и не введена эксплуатацию на плановую мощность;
— базальтовый завод и завод по производству базальтовых арматур, находящиеся в предбанкротном состоянии;
— обанкротившийся «Оптоган» – завод, на котором мошенники переупаковывали светодиодные лампочки, произведенные в Китае;
— торговый комплекс «Туймаада», построенный для нужд московских сетевых магазинов на базе разоренного комплекса «Сахаполиграфиздат», считавшегося лучшим на Дальнем Востоке предприятием этой сферы.
Нефтегазовые месторождения, стройка века «Сила Сибири» — реализуются без участия республики и ее населения. Республиканские кадры представлены здесь считанными единицами, а предприятия в лучшем случае выполняют роль суб- или субсубподрядчиков.
Также Березкин приводит поистине ужасающие статистические данные, о которых жители республики никогда не услышат во время ежегодных вояжей по Якутии представителей власти, важно именуемых «отчетами правительства перед населением» и осуществляемых на деньги налогоплательщиков то есть именно за счет населения:
— официальный, по данным Госкомстата Якутии, уровень безработицы по итогам 1 квартала текущего года составил 7,1%, от количества трудоспособного населения, в сельской местности этот показатель выше в 2 раза – около 15%. Это один из самых высоких показателей в России, а может и в мире. В России безработица в среднем составляет 5,9%, в США – 5%, в Китае – 4%;
— численность населения республики с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 181,4 тыс. человек или 18,9% от общей численности населения республики. Это 69 место среди регионов России. В среднем по РФ этот показатель составляет 12,3%.
Территория республики разделена на сферы влияния крупных промышленных и финансовых корпораций. Даже жизнеобеспечивающие, стратегические предприятия, такие как «Якутгазпром», «Якутцемент» попали в руки олигархов. Ответственность за это никто не понес!
Можно сколько угодно пенять на «злых москвичей», которые отбирают у республики ее доходы, но все это произошло не без ведома, и одобрения республиканских властей – делает вывод Эрнст Березкин.
Инициатива, которую озвучила Валентина Матвиенко обсуждается давно. По словам спикера в настоящее время лишь 35% доходов получаемые в регионах остаются в местных бюджетах, 65% уходят федеральному центру. И это усредненный показатель по стране. В 76 субъектах федерации зафиксирован рост дефицита бюджета.
Однако полагать, что у федеральной власти наконец-то открылись глаза на реальное положение регионов не стоит. Просто денег в федеральном бюджете остается все меньше и меньше и на дотации субъектам их уже не хватает. А посему нужно готовится к тому, что регионы в скором времени, просто будут поставлены перед перспективой самостоятельного выживания. Но именно в этом заключается шанс Якутии изменить сложившуюся ситуацию. Тем более, что как заявила Матвиенко в том же интервью, региональные парламенты в этой связи должны получить больше полномочий.