Как сообщают наши источники, вчера, и.о. ректора Якутской сельхозакадемии Иван Слепцов был вызван в Прокуратуру города для дачи объяснений по Представлению прокурора.
Напомним, прокуратура потребовала принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий им способствоваших, а именно, организовать процедуру новых выборов на должность ректора вуза. В ходе прокурорской проверки были выявлены коррупциогенные факторы, благодаря которым и.о. ректора Иван Слепцов незаконно пытался принять участие в выборной кампании.
Между тем, в научно-образовательной среде зреет народное недовольство перерастающее в «партизанское движение». В редакцию «Вестей Якутии» сегодня поступил материал подготовленный «партизанами». Редакция сочла нужным опубликовать данный материал.
Каким должен быть ректор ВУЗа, или сказка о Новом платье Короля
Как же был прав Г. Х. Андерсен в далеком в 1837 году, высмеивая в сказке «Новое платье Короля» слабые человеческие качества, такие как лесть, обман, подлог и высокое самомнение, которые и сегодня проявляются у некоторых наших современников.
Мотив данной сказки ярко вырисовывается в сложившейся ситуации выбора и.о. ректора Слепцова И.И. на должность руководителя вуза, ведь как оказалось в этой истории есть все действующие лица из данной сказки — и ткачи, и камергеры, и Голый Король, и поддакивающий во всем в лице народа Ученый совет. Было бы весело, если б не так все было грустно. А огорчает именно отсутствие самого главного участника всего этого действа – «маленького ребенка», который мог бы указать на всю нелепость данной ситуации… А ситуация действительно ненормальная.
Выборы ректора Якутской госсельхозакадемии вызвали нешуточные обсуждения в средствах массовой информации, в особенности в части нарушений в проведении процедуры этих самых выборов. Действительно, место руководителя одного из крупных ВУЗов республики стало достаточно заманчивым для некоторых лиц, а точнее для неких ставленников определенных политических сил, которые чувствуют себя некими хозяевами жизни, могущими повернуть в свою пользу любое дело.
А ведь казалось бы, все предельно ясно, так как имеются определенные требования к кандидатам на должность ректора – руководителя образовательной организации, которые четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н. Так, в разделе 2 «Должности руководителей. Руководитель (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» должен иметь следующую квалификацию: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
С первого взгляда картина очевидна, ведь руководителем образовательного учреждения должен стать человек, имеющий солидный опыт работы в стенах вуза и ведения научной работы, прошедший все ступени от ассистента до профессора, школу очной аспирантуры, имеющий авторитет в научных кругах. Только тогда он сможет руководить научно-педагогическим коллективом, среди которого много профессоров, докторов и кандидатов наук. Однако, для сильных мира сего не существует ни законов, ни правил. Возомнив себя свитой, преследуя свои определенные интересы, пытаются протолкнуть своего претендента-Короля даже несмотря на отсутствие необходимой квалификации.
Главный камергер, или управляющий кадрами и совмещающий должность главного антикоррупционера королевства, которому не привыкать согласовывать на любые высокие должности некомпетентных людей, имеющих как впоследствии выяснялось липовые дипломы, опять наступает на те же грабли, стараясь посадить на высокое место, на этот раз это место ректора вуза, человека из своей обоймы, пусть некомпетентного, но своего. При этом всю эту свиту нисколько не смущает тот факт, что свой претендент не отвечает квалификационным требованиям, необходимым для избрания на должность ректора вуза. Вот отсюда-то и начинается пускание пыли всем на глаза. Для начала, по указанию главного камергера, ткачи (Председатель Комиссии по выборам и Управляющий кадрами) заявили, что могут «…выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя…» в виде внесения изменения в Уставе, добавив слово «или», сделав тем самым не обязательным наличие ученого звания у кандидата в ректоры. Королю это понравилось, сказано — сделано. Началось шитье невидимого наряда для Короля.
Кроме того, Короля везде и всюду стали расхваливать, как выдающегося ученого с ученой степенью.
На самом деле оказалось, что у это лжеученого оказалось всего то имеется 2 научные статьи, и то опубликованные в далеком 2003 году в каком то сборнике трудов, которые не входили в Перечень рецензируемых журналов ВАК тех лет.
И это несмотря на то, что согласно п.11 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 74 от 30.01.2002 г. говорится о том, что результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Получается, что кандидатскую диссертацию с такими грубыми нарушениями вряд ли допустили к защите. В таком случае как он мог получить степень кандидата наук?
Согласитесь, не очень-то красивый наряд начинает сшиваться. И о самой диссертации, якобы написанную на пространную тему «Влияние потребительской кооперации на социально-трудовую сферу северных регионов России» и защищенную 18 марта 2003 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Согласно п.3 статьи 10 ФЗ №77 «Об обязательном экземпляре документов» от 23.11.1994 (с изм. и допол. от 23.01.2002 г.) говорится о том, что производители документов в тридцатидневный срок доставляют в Российскую государственную библиотеку обязательный бесплатный экземпляр диссертаций после их защиты и присуждения ученой степени по всем отраслям знания (за исключением медицины и фармацевтики).
Также в п.5 приложения №7 Положения о диссертационном совете, утвержденным Приказом Министерства образования РФ № 1305 от 09.04.2002 г. тоже указывается на то, что соискатель ученой степени должен предоставить в диссертационный совет «Диссертацию в количестве экземпляров, необходимом для передачи в Российскую государственную библиотеку или Центральную научную медицинскую библиотеку ГОУ ВПО ММА им.И.М. Сеченова, Всероссийский научно-технический информационный центр Минпромнауки России, библиотеку организации, в которой создан совет…».
Значит из этих нормативных актов следует что диссертация в обязательном порядке должна находиться кроме прочего в Российской государственной библиотеке. Однако, как ни странно, в Российской государственной библиотеке (РГБ) диссертации Слепцова И.И. на тему «Влияние потребительской кооперации на социально-трудовую сферу северных регионов России» не оказалось. Опять наблюдается прямое нарушение не только нормативных актов, регламентирующих порядок защиты диссертаций, но и федерального закона, или, имел место подлог документов. Так что само существование диссертации вообще, как и сама процедура ее якобы защиты ставится под большое сомнение. Еще одна деталь гардероба – шлейф, становится невидимой в наряде Короля.
Однако, никого это не смутило и все вокруг, в том числе многоуважаемый Ученый совет, боясь признаться в своей некомпетентности и из-за боязни потери занимаемых должностей, стала также расхваливать невидимый камзол Короля, во всем поддакивая свите и самому Королю.
И наконец-то, вряд ли прежние места работы кандидата, который еще ко всему прочему должен иметь и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет, а именно птицефабрика и министерство сельского хозяйства, дали этот самый опыт и стаж научно-педагогической работы в его послужном списке.
Казалось бы, красивый наряд для Короля сшит, но на поверку оказывается, что наряда то никакого нет – ни ученого звания, ни стажа научно-педагогической работы, и само наличие ученой степени, полученный с такими явными нарушениями тоже сомнительно.
Как оказалось, все очевидное видят и понимают, как курьезен Король в своем невидимом платье, но никто не осмеливается первым признаться и крикнуть – «А Король то Голый…».
«Так и пошел король во главе процессии под роскошным балдахином, и все люди на улице и в окнах говорили:
— Ах, новый наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!
Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга.
— Да ведь он голый! — сказал вдруг какой-то ребенок.
— Господи боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! — сказал его отец.
И все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.
— Он голый! Вот ребенок говорит, что он голый!
— Он голый! — закричал наконец весь народ.
И Королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: «Надо же выдержать процессию до конца». И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было».
(Г.Х. Андерсен, 1837 год)