Рум Румович в 1985-1989 годах обучался в Свердловском юридическом институте. В 1989-90 годах работал в Министерстве юстиции ЯАССР. С декабря 1989 года преподаёт в университете гражданское право. В 1991-1992 годах работал во внешнеэкономическом отделе «Якутимпэкс» Правительства ЯАССР.
Заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета СВФУ, кандидат юридических наук. Эксперт по лицензионному контролю Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ. Эксперт по аккредитационной экспертизе Росаккредагенства Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ. Эксперт Общественной палаты Республики Саха (Якутия). Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
— Добрый день, Рум Румович, не могли вы нам прокомментировать ситуацию, которая сложилась в ЯГСХА с выборами ректора? В той части, что Учёный совет изменил требования к соискателям на должность ректора вуза. К примеру они посчитали, что ректором может быть человек имеющий только кандидатскую диссертацию. При этом были удалены на наш взгляд основные требования к руководителю вуза: наличие научно-педагогического стажа не менее 5 лет и научного звания?
— Добрый день, эти требования не те, которые может менять вуз самостоятельно. Требования к кандидатам установлены квалификационными требованиями, утверждёнными Минздравсоцразвития РФ, там сказано, что ректор вуза должен иметь: «высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие учёной степени и учёного звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет».
На эти квалификационные характеристики ссылаются федеральные образовательные государственные стандарты, как на одно из системных требований реализации образовательных программ, например, в стандарте аспирантуры по направлению подготовки 36.06.01 ветеринария и зоотехния это п. 7.1.5.
Я так понимаю, это всё было принято Учёным советом ЯГСХА. Министерство сельского хозяйства России такие действия Учёного совета ЯГСХА не согласовывало и не санкционировало?
— Насколько нам известно — нет. Странно, что в ЯГСХА вообще никак не реагируют ни на публикации, ни на обращение напрямую к ним. Единственный комментарий, который мы получили, был со ссылкой на тоже принятое ими Положение.
— В Уставе ЯГСХА есть положения, посвященные квалификационным требованиям к кандидату на должность ректора.
В п. 5.19 Устава ЯГСХА сказано, что кандидаты на должность ректора Академии должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций.
А в п. 5.21. Устава уточняется, что кандидатуры на должность Ректора Академии выдвигаются из числа высококвалифицированных научно-педагогических работников или специалистов, имеющих учёную степень и учёное звание, и представляются на рассмотрение аттестационной комиссии Минсельхоза России.
Но Учёный совет ЯГСХА в своем положении о процедуре проведения выборов Ректора ЯГСХА установил квалификационные требования к кандидату в ректоры, которые не соответствуют ни требованиям официальным, ни требованиям, установленным Уставом ЯГСХА, что недопустимо.
В соответствии с п.5.4. Устава ЯГСХА Устав Академии, изменения и (или) дополнения к нему утверждаются только Учредителем в лице Минсельхоза России.
В процедуре выборов ректора есть обязательная аттестация кандидатов, которая проводится Минсельхозом РФ. Кандидатуры на аттестацию представляются Учёным советом Академии.
Надеюсь, что члены Учёного совета поступят благоразумно и не будут дальше принимать недопустимые решения. Если же в число кандидатов на должность ректора будет включено лицо, которое не соответствует квалификационным требованиям, и, предположим, что оно каким-то чудесным образом пройдёт аттестацию в Минсельхозе РФ, а далее оно же победит будет на выборах, то выборы будут нелегитимны.
— А если Положение и Устав вдруг были согласованы у учредителя. Тогда как?
— Изменения в Устав подлежат государственной регистрации, на сайте вуза должен быть опубликован действующий устав. Кстати, даже Минсельхоз РФ не может изменить выше названные квалификационные требования.
— На сайте ЯГСХА есть Положение заверенное только Учёным советом и Председателем совета Иваном Слепцовым.
— Я не знаю, зачем члены Учёного совета пошли на такой шаг — на прямое нарушение требований норм права. Разве опыт прошедшей аккредитации их ничему не научил, если в это дело вмешается Рособрнадзор, то может встать вопрос о лицензии. Зачем так рисковать? Мне не понятно.
— А как вы считаете, 4,5 дня для регистрации кандидатов на должность ректора, этого достаточно или нет?
— Традиционно даётся срок не менее одного месяца для подачи документов, но конкретно в данной ситуации, когда досрочно прекращены полномочия предыдущего ректора, Учёный совет должен представить материалы о кандидатах на должность ректора в течение 15 дней.
В данной ситуации эти 15 дней с момента досрочного прекращения полномочий Л.Н. Владимирова, как я понимаю, давно прошли.
Срок подачи документов должен быть достаточен для того, чтобы кандидат просто физически мог собрать все нужные документы, а это, в том числе, сведения о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
А ведь только справку из налоговой надо ждать 3 три дня. Поэтому срок в 4-5 дня — это явная дискриминация тех, кто хотел бы стать кандидатом, но по известной причине не собрал заранее нужные документы.
— К нам пришла по WhatsApp копия заявления одного из желающих выставить свою кандидатуру на должность ректора, но ему было отказано, в виду того, что он собрал не весь пакет документов.
А как мы помним, срок на сбор и подачу документов составил всего 4,5 дня. Что вообще не реально. И в своём заявлении, он просил отменить Положение о выборах в виду невыполнимости его условий.
— Считаю, что прокуратура должна надлежащим образом отреагировать на это заявление. С учётом несоответствия квалификационных требований требованиям законодательства это положение должно быть отменено. Этому кандидату посоветовал бы обратиться также в Рособрнадзор.
— Но тут ситуация такая, если они даже заменят Устав, то всё равно существует «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Он же всё равно выше Устава и Положения вуза о выборах ректора?
— Как я уже сказал, квалификационные требования, о которых говорит п.2 ст.51 ФЗ «Об образовании», устанавливает Минздравсоцразвития РФ, так что даже Минсельхоз не может их изменить, а Учёный совет вуза — тем более. Рособрнадзор имеет все полномочия реагировать на такие нарушения, а по итогам его проверки может встать вопрос и об отзыве лицензии.
— Ну это очень жёстко.
— Это самое плохое. Отзыв лицензии значит прекращение всякой образовательной деятельности для данной организации.
— Получается, что они совсем ничего не боятся. Или им уже всё равно?
— Не знаю, я и сам понять не могу. Настолько грубые нарушения, что ни в какие ворота! Может они надеются, что при поддержке властей республики и (или) Минсельхоза России, на все закроют глаза? Но как юрист и эксперт скажу вам — это незаконно!
От редакции: В Якутии давно ходят слухи об объединении СВФУ и ЯГСХА и видимо, все действия нынешней администрации ведут именно к таком концу. Нам искренне жаль педагогов и работников сельхозакадемии, которые посвятили свою жизнь образованию и могут остаться не удел.