Сегодня Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» не предусматривает форм ответственности последних за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. В своей депутатской деятельности они свободны от наказов избирателей и не несут перед ними юридической ответственности. Депутата Государственной Думы, уклоняющегося от участия в законодательной деятельности палаты, невозможно отозвать либо лишить полномочий иным способом. Получается, что депутаты Госдумы обладают так называемым свободным мандатом. А это не отвечает запросам современного общества и пагубно влияет на качество представительной власти.
Есть депутат Илья Пономарев, который уехал в Соединенные Штаты и забыл, что такое парламент. Депутат Алексей Митрофанов уехал за границу и уже больше полугода вообще не появляется нигде — такого депутата просто нет. А зарплату они оба получают и обладают всеми статусами. Мы считаем, что это неправильно, и хотим в подобных случаях дать парламенту право лишать таких депутатов мандата, — рассказал соавтор законопроекта Игорь Лебедев.
Под угрозой досрочного прекращения полномочий окажутся те члены парламента, которые будут игнорировать обязанность поддержания связи с избирателями (ч. 1 ст. 8), не будут выполнять свои обязанности по рассмотрению обращений избирателей, лично вести прием граждан в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 8) или игнорировать обязанность личного участия в заседаниях парламента, комитета, комиссии, согласительной или специальной комиссии (ч. 3 ст. 12)
Кроме этого, авторы предлагают изменить ч. 5 ст. 4, которая детально регламентирует процесс прекращения полномочий депутатов Госдумы. В частности, они предлагают дополнить пункт новой нормой, в соответствии с которой «постановление Госдумы о прекращении полномочий депутата Госдумы по основаниям, предусмотренным пунктом «к» ч. 1 настоящей статьи, принимается по представлению фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего ФЗ, не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Госдумы».