— В программе ИА ЯСИА был организован круглый стол по пресловутому «бесплатному гектару». Позиция вашей партии «Гражданская платформа» там была высказана, могли бы вы объяснить все подробнее?
— Во первых, позицию свою мы озвучили уже давно. До нового года, выступал Анатолий Андреевич Кырджагасов. Интервью было опубликовано на одном из сайтов.
Моё, личное мнение — руководство республики, парламентарии Якутии, поступили нечестно и трусливо. Зная, о том, что такой законопроект выносится, они обязаны были свою позицию сформировать до первого чтения, а не после его принятия.
А то, получается, что какая-то одна из республик Кавказа успевает дать заключение — «одобрямс», по этому законопроекту.
А, Якутия, интересы которой непосредственно затрагиваются, не даёт никакого заключения. Не на Кавказе раздают земли, а земли нашей республики собираются раздавать. Я считаю, что это абсолютное предательство интересов народа!
Сегодня, они с умным видом делают бурные телодвижения — «дадим поправки», «мы единственный из субъектов Дальнего Востока, кто дал поправки в законопроект» и тому подобное. Это смешно.
Я считаю, что сейчас должна вестись руководством республики чёткая работа — как исправить свои ошибки! Это, во-первых, собрать референдум. Собрать подписи жителей республики. И я уверен, что большинство скажет «нет» новому законопроекту по раздаче земель. И, как граждане России, мы должны сказать «нет» раздаче не только земель республики, но всего Дальнего Востока.
Как я уже сказал, вопрос заселения территории Дальнего Востока не решится простой раздачей земель. У нас и так не «сладко» жить.
В нормальных странах, такие вопросы решаются налоговыми, бюджетными законами. Это вопросы, связанные с финансированием строительства инфраструктуры. Один из самых злободневных вопросов, который можно и нужно решать, это доступность авиабилетов. К месту, можно вспомнить и про мост через реку Лена у Якутска.
Почему люди не приезжают? Почему люди всеми силами стараются из Якутии уехать? Потому, что они не имеют возможности передвигаться! Не говоря о жителях отдалённых районов, они и до Якутска не могут долететь, не говоря о том, что найти деньги на билеты и съездить в Москву!
Поэтому, вопрос заселения территории Дальнего Востока должен государством решаться совершенно иным образом.
На самом деле, я не думаю, что Трутнев, Министерство развития Дальнего Востока, что Правительство России этого не понимают. Они прекрасно понимают, что никто из деревни не пойдёт и «бесплатный гектар» земли не возьмёт.
Сейчас земли пустуют не только у нас, стоят заброшенные деревни и в Центральной России. В моей родной деревне аналогично, там, где раньше мы сажали капусту с отцом, земля пустует — бери не хочу, сажай не хочу! Ну, а кто поедет за пять, шесть, двадцать километров от населённых пунктов выкорчёвывать лес?
— На днях вышел материал в «Блокнот-Якутск», о том, что в селе Чамча Ленского района, администрация выделила участок на берегу реки Лена, главе Ленского филиала «Газпром Томск». Тот попросил разрешения построить там дачу.
Но селяне увидели в этом попытку захвата поляны для Ысыаха и старого заросшего кладбища. По этой же поляне, жители села летом гонят скот к реке на водопой и выпас.
Селяне собрали сход, пригласили туда чиновников наслежной администрации и постановили: такого соседа нам не надо.
В этом случае, власть пошла навстречу жителям Чамчи. И вот, на этом примере, не случится ли такое, что жители сел будут собирать сходы и выселять тех, кто приехал к ним за «вожделенным» гектаром? И ещё момент, о чём мало говорят, это всё может перейти в «партизанщину» с уголовным оттенком?
— Абсолютно верно! На сегодня, самые лакомые куски, это те места, где есть хорошая охота, есть нетронутые красивые места, куда состоятельный человек может себе позволить прилететь на вертолёте или купить дорогостоящие лодки, чтобы туда добираться. Они себе это могут позволить.
Конечно местных, это всё, будет раздражать. Если человек не может даже внутри или около своей деревни содержать корову. Потому, что содержание крупного рогатого скота в наших условиях дело высокозатратное, дорогостоящее. Что же, они будут смотреть, как приезжие не пускают их ягоды собирать, стреляют их дичь «налево-направо»? Это вызовет настоящий бунт, протест местного населения. Могут возникнуть серьёзные столкновения. Всё таки, в тайге, как говорится, функции прокурора исполняет медведь.
И ещё, один момент, сегодня нам говорят, что в республике много природных ресурсов, что государство не будет отдавать участки, которые изучены, где есть месторождения. На самом деле изученных территорий не более 35 процентов.
Сложная ситуация в золотодобыче, много нелегальных старателей. Они знают лучше, чем коренное население, где и что лежит. И соответственно, они будут узаконивать и оформлять те участки, где есть возможность в будущем развивать добычу природных ресурсов республики. Вот, выгоду получат именно они.
Моё личное мнение, для чего делается эта ситуация: пройдёт пять лет, и станет ясно, что местное население не в состоянии осваивать гектары. А тех кто освоил, будут единицы. В конечном итоге окажется, что ситуация не изменилась. Как люди уезжали из деревень, уезжали из Якутии, так процесс и будет продолжаться. Территория будет освобождаться от коренного населения.
В итоге, земли будут «высвобождаться» для сдачи в аренду. Придут китайцы, индусы, другие. Как и в Забайкальском Крае — миллионы гектар будут сдаваться в многолетнюю аренду.
Если местное население начнёт возмущаться, власти скажут: «мы же вам давали шанс, вы его упустили». Вот для чего, это все делается! На самом деле утихомирить будущее возмущение населения, о том, что их земли отдаются в аренду!
Я не думаю, что власть дойдёт до того, что наши земли будут продаваться иностранным гражданам и компаниям. Конституция Российской Федерации этого не позволит! А сдать в аренду земли иностранцам сегодня и без этого законопроекта можно.
И вот чтобы люди не возмущались, нам дают «бесплатный пирожок», который мы не сможем проглотить. А после этого, через пять лет нам скажут: «вы же не воспользовались своим правом!».
— Ясно. А какой выход вы предлагаете из сложившейся ситуации?
— Выход — однозначный, «торпедировать» этот закон. На сегодняшний день, Глава республики, парламент должны: изменить свою позицию, написать отрицательное заключение, созвать референдум или осуществить сбор подписей. Сбор подписей прописан в законодательстве Российской Федерации — в той части, какие вопросы могут выноситься на общероссийский референдум, и в каких случаях.
Нам нужно набрать по закону 100 тысяч подписей жителей республики, выйти на соседние регионы. Я думаю, что это вполне осуществимая, посильная вещь.
— Егор Афанасьевич, наверняка беспокоится, что его обвинят в сепаратизме.
— Причём тут сепаратизм? Мы же говорим, как граждане России. И даже не с той с точки зрения, что не надо пускать китайцев, индийцев или японцев.
Если они собираются вкладывать деньги и развивать нашу экономику, то почему бы и нет.
Вопрос в другом, вопрос в обмане жителей России. Декларируя красивую идею, что раздав «бесплатный гектар» мы заселим Дальний Восток, российское правительство в будущем пытается развязать себе руки, для того чтобы осуществлять те или иные вещи, игнорируя позицию местного населения. Моё видение этого законопроекта сугубо только такое.
И мы должны сегодня спросить с правительства: почему Дальний Восток пустеет, почему люди уезжают? Всё, что я перечислил: налоговые вещи, инфраструктура, транспортная доступность — это прежде всего государство должно было сделать, если желает видеть дальнейшее развитие Дальнего Востока.
Почему налоги с добычи нефти и газа не поступают в региональные и местные бюджеты, почему даже подоходный налог нефтяники и газовики не платят в бюджет того же Ленского района? Вместо развития инфраструктуры – шлагбаумы и поборы на дорогах для местного населения.
Или возьмём самый «свежий» пример, идёт рассмотрение закона об изменении условий и сроков выхода государственных служащих на пенсию в Российской Федерации. Республика снова молчит, а в этом законе полностью игнорируется закон Российской Федерации «О гарантиях и компенсациях лицам, проживающим на Крайнем Севере и приравненным к ним территориям».
Куда исчезают наши «льготные» 5 лет? И что, государственные служащие федеральных и республиканских структур для нашего Ил Тумэна и Главы республики уже не жители Якутии?
— Хорошо. Ну всё равно есть ощущение, что «федералы» продавят этот законопроект.
Республиканское руководство не в состоянии с этим бороться. Что жителям Якутии остаётся делать в такой ситуации, когда закон уже принят и «обратного хода» уже нет?
Может есть смысл, тогда скооперироваться и массово идти регистрировать эти «бесплатные гектары»?
— Давайте посчитаем, нас 940 тысяч жителей, многие хотят уехать из Якутии. Допустим 300 тысяч человек «скооперируется. Наберётся 300 тысяч гектаров, переведем в квадратные километры – 3000 квадратных километров из трех с лишним миллионов. Меньше одного процента. Но и для этого тоже нужна адекватная работа правительства республики.
Руководство республики должно сказать: «а» — мы против этого законопроекта; и если даже его примут, то продолжим работу по его отмене. Они должны чётко обозначить позицию жителей республики.
Но, если вступает российский закон «в силу», то необходимо параллельно, вести очень серьёзную разъяснительную работу с населением.
Для того, чтобы любой человек: из любого улуса, из самой далёкой деревни, из любого города республики, с берега Ледовитого океана, мог понять и осознанно сделать выбор, где же есть перспективы, почему нужно брать те или иные земли.
Есть у нас: министерство промышленности, госкомгеология, минэкономразвития, министерство имущества. Вот пусть они объясняют и рассказывают местному населению: что, где, когда будет происходить; какие земли самые хорошие; куда интересы стоит обратить; что произойдёт тут и там.
А нет так, что местное население будет видеть ситуацию, только в рамках: своей деревни, маленького посёлка, улуса. Республиканская власть должна дать людям ориентиры, к примеру: «вот есть перспектива открытия и освоения месторождения в Олёкминском, или Ленском улусе; и прежде чем кто-то туда приехал, обратите внимание именно на эти земли! А мы, как правительство в будущем вам поможем: проведём дороги, пробьём инвестирование и т.д.». Только боюсь повторится пример с Орто-Нахаринским наслегом, когда в угоду нефтяникам Штыров и подконтрольный парламент республики сделали все, чтобы муниципалитет лишился прав на свои земли. Лишь 5-6 депутатов III созыва Ил Тумэна, в т.ч. Санников Михаил Семенович, Еремеев Леонид Дмитриевич и я пытались всех «образумить», но наших голосов не хватило переломить ситуацию.
— В этом интервью вы дали нашему республиканскому руководству новые идеи, а как они отреагируют — займутся ли проведением референдума?
— Референдумы и всё остальное нужно было делать раньше, ещё до первого чтения. Но, и сейчас, есть такая возможность.
Нужно серьёзное финансирование этого процесса. Собрать политические партии. Есть же у нас Департамент внутренней политики в Администрации Главы и Правительства республики?! И сказать нам, политическим партиям: «господа-товарищи, вот вам: ресурсы, автомобили, здания администраций, где будут вам открыты все двери. Приезжайте и собирайте подписи населения».
Я считаю, что 100 тысяч подписей собрать абсолютно реально. Город Якутск со 170 тысячами избирателей, центральные районы республики, Вилюйская группа улусов — и всё! В принципе, далеко ездить будет не надо, для того, чтобы собрать 100 тысяч подписей. Но, это действительно надо кому то профинансировать — сбор подписей это очень затратное дело.
[…] комментарием Эрнсту Берёзкину, который ещё год назад предсказывал, что сложится подобная ситуация с «дальневосточным […]