Общество защиты прав потребителей образовательных услуг просит Минобрнауки усложнить правила аттестации педагогов и ввести «ЕГЭ для учителей», сообщают «Известия».
Вице-премьер Ольга Голодец, будучи в столице Приморья, жёстко высказалась об учителях русского языка. 4 сентября во Владивостоке прошло заседание совета по русскому языку при правительстве России, на котором Голодец предложила ввести тесты на знание предмета и провести тестирование педагогов. «Сейчас 44 % всего школьного времени приходится на преподавание трёх предметов — русского языка, литературы и математики. 1,5 тысячи часов отводится на изучение русского языка в школе, а язык всё равно не знают», — сказала вице-премьер.
Идея нашла поддержку у общества защиты прав потребителей образовательных услуг. Его председатель Виктор Панин направил в Минобрнауки обращение, предлагая ввести «ЕГЭ для учителей». По мнению членов общества, аттестация педагогических кадров, которая проходит раз в пять лет, не показывает реальный уровень подготовки учителей, а давно стала формальной процедурой. «Следствием этого является явное несоответствие качества знаний выпускников российских школ по большинству предметов тому количеству часов, которое затрачивается на их изучение, и расходам бюджета», — говорится в обращении.
Причём активисты хотят проверять тестами не только филологов, но и преподавателей других школьных дисциплин. Информацию об оценках общественники предлагают размещать в открытом доступе, кроме того, отметки могут стать критерием для оценивания всего образовательного учреждения. Виктор Панин уверен, что «ЕГЭ для учителей» позволит повысить качество российского образования.
Между тем сами учителя к идее отнеслись скептически. Так, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов готов подтвердить свои знания. Однако он уточняет, что для опытного учителя гораздо важнее доказать эффективность своей методики преподавания. «Есть три квалификационные категории. И если на нижней «ступеньке» при аттестации есть вопросы по предмету, то на двух других оценивается методика», — уточнил педагог.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов также не уверен в необходимости введения такого теста. Он считает, что первоначально необходимо повысить качество самого педагогического образования, изменить федеральные государственные образовательные стандарты и разобраться с учебниками. «Качество учебников, которые есть в школах, из рук вон плохое. Даже в книгах по русскому языку число орфографических ошибок огромное. То есть вслед за единым учебником по истории нужна единая линейка учебников по русскому, литературе, обществознанию и математике — основным дисциплинам», — уверен он.
Некоторые учителя уже проходят тестирование — добровольное. Они принимают участие в «Тотальном диктанте», причём, как говорят организаторы акции, далеко не все педагоги пишут тексты на «отлично».