Проект «Аляска — Сибирь-2015» приурочен к 70-летию Великой Победы. В его рамках два самолета — транспортный «Дуглас» С-47 и учебный АТ «Тексан», ведомые опытными российскими летчиками, совершат перелет длиной почти в 10 тысяч километров. На пути у них будет 11 остановок, в том числе канадские города Калгари и Эдмонтон, американские Фэрбанкс и Ном, российские Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск. Стартуют же они из американского города Грейт-Фоллс (штат Монтана) — того самого летного поля, откуда самолеты начинали свой путь в Советский Союз в годы войны.
Главной идеей акции является желание напомнить современному поколению о героизме советского народа и о российско-американском сотрудничестве, которое сыграло большую роль в окончании Второй мировой войны.
Единственным отличием нынешнего маршрута от исторического станет то, что он не завершится в Красноярске: участники перелета 2015 года отправятся в российскую столицу для участия в Международном авиакосмическом салоне и будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооружённых сил России.
Отметим, что организаторами акции «Аляска — Сибирь – 2015» выступают ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска – Сибирь 2015»», ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»), американская некоммерческая организация «Фонд «BRAVO 369»», международная компания Wargaming.
В целом проект пройдёт в два этапа: американский (США – Канада – Аляска) и российский (Анадырь – Магадан – Якутск – Красноярск – Москва).
Наша справка:
Алсиб («Аляска — Сибирь», «воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
Общая протяжённость трассы Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км.
Согласно отчёту дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолётов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.[8][прим. 1]
По трассе не только перегоняли самолёты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.
За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года — по авиатрассе были перевезены 128 371 пассажир, из них 17 322 платных, 18 753 тонны грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.[7]
На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, в которой погибли 30 (по другим данным — 20) человек.
Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолётов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов). (Источник Wikipedia.org).