— Эрнст Борисович, власти называют заявления Дмитрия Иванова о политической коррупции должностного лица необоснованными. Что вы думаете об этом?
— Почему необоснованные? Во-первых, есть подозрения в нарушении выборного законодательства республики и Российской Федерации. Поэтому, если какие-то обстоятельства были обнаружены в ходе рассмотрения судебных исков, то любой гражданин имеет право обратиться и потребовать объяснения. Данные о финансировании выборной кампании Егора Борисова были получены только под давлением, по требованию суда. Получили их относительно недавно — в феврале месяце.
И я с удивлением обнаружил, что финансирование шло со стороны ОАО НК «Туймаада-нефть». Считаю неприемлемым, что предприятие, получая ежегодно сотни миллионов рублей государственных гарантий, финансирует предвыборную кампанию и.о. Главы республики. Как можно, выделять с одной стороны государственные деньги, а с другой из них финансировать свои выборы?
В прошлом году, в августе месяце, я был в Амгинском районе в разгар уборочной страды.
В селе Покровка комбайны стояли… Люди жаловались, что у них нет топлива, они не могут своевременно начать и завершить уборочную кампанию и подготовить поля к следующему посеву. А в это время предприятие, которое должно заниматься поставкой нефтепродуктов в село, финансируемое из бюджета республики, оплачивает предвыборную кампанию и.о. Главы Якутии. Это нонсенс! В любом нормальном обществе при обнаружении таких фактов граждане потребовали бы отстранения кандидата от выборов. Ну, а действующий Глава, если у него есть совесть, должен подать в отставку.
— Согласно финансовому отчету «Туймаада-нефти» за 2014 г. продажи сельхозникам на АЗС сократились с 29,040 млн рублей в 2013 г. до 5,456 млн рублей. Получается, что нефтепродуктов селянам продали почти в 5,5 раз меньше.
При этом 24 декабря 2014 года компания получает 60 млн рублей по «Соглашению о предоставлении гранта в форме субсидии на государственную поддержку развития и функционирования сети сельских АЗС РС (Я)». Кроме того, за счет республиканского бюджета была предоставлена государственная гарантия на 200 млн рублей.
— Как видите, работа Николая Седалищева, Дмитрия Иванова, наши обращения в суд, вытащили на «белый свет» сомнительные операции. Они заявляют о сокращении поставок, селяне сидят без топлива, а «Туймаада-нефть» в тоже время финансирует выборную кампанию Егора Борисова.
Думаю, что Дмитрий Дмитриевич и Николай Иннокентьевич заслуживают не обвинений в популизме, а наоборот общество должно их поблагодарить за то, что вытащили такую серьезную тему. Она должна стать предметом расследования общественными антикоррупционными организациями и правоохранительными органами.
— Дмитрий Иванов передал заявление в ОНФ и Общественную палату. Каковы перспективы?
— Дмитрий Дмитриевич меня предупредил об отправке заявлений. Это его законное право. Ну, а юридическую сторону пусть смотрят правоохранительные органы, суды. Он, как общественник, поднял серьезные вопросы, требующие обсуждения. Нельзя скрывать, нельзя умалчивать! Если бы не было обращения, все было бы «шито-крыто». А тут и вы подтверждаете со ссылкой на финотчет, что «Туймаада-нефть» получила деньги в конце года при общем сокращении поставок нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям.
Надеюсь, ОНФ и Общественная палата займутся этим серьезно. Вопросы поставлены, открыто, не анонимно, и теперь на них нужно ответить.
Надо разбираться и с продажей самой «Туймаада-нефти». Компания создавалась за счет государственных средств и теперь надо выяснить: когда, за счет каких средств она оказалась в частных руках. По какой цене была продана, куда поступили деньги, поступили ли они в доходы государственного бюджета? Это точно такая же «темная» история, как и продажа акций «Якутцемента», с выводом «Якутгазпрома».
— Что вы можете сказать о «Геопромайнинге»?
— Во время судебных разбирательств по запросу в феврале всплыли списки спонсоров, финансировавших избирательный фонд Егора Борисова. Это вновь открывшиеся обстоятельства. Изначально нам доступа к этим документам не давали. Выписка из налоговой показала, что за «Геопромайнингом» стоят иностранные компании-учредители.
Жертвователь «Геопромайнинг Верхне Менкече» по итогам 2013 г. имело балансовые серьезные убытки, собственных средств не было. Если учредитель с иностранным капиталом передает убыточному предприятию для перечисления на избирательный фонд 4 млн рублей, это и есть нарушение законодательства. Предприятие «ГПМ Верхне Менкече» занималось финансированием выборов не из прибыли.
— Эрнст Борисович, как вы относитесь к обвинениям, что вы специально «натравливаете» Дмитрия Иванова на главу республики?
— К обвинениям я привык еще со времен своей депутатской деятельности. Никакой личной мести тут нет. У нас так повелось: всех, кто поднимают неудобные вопросы, записывают в оппозицию, которая «необоснованно критиканствует». Любой, кто подымает обоснованные вопросы сразу критикан, а как продавать госимущество, бесплатно раздавать его налево-направо, так, не суйте туда нос и не задавайте вопросы.
На самом деле меня абсолютно это не устраивает. Я эти темы подымал давно и будучи депутатом Ил Тумэна, о том, что нельзя оставлять такой беспредел без внимания и серьезных проверок.
Вот возьмем российский пример, достаточно громкое дело прошлого года — «АФК-Система», которая приобрела акции «Башнефти». Там возникло подозрение, что «Башнефть» была продана по заниженной цене. А у нас, «Якутцемент» продается, за какие-то 400 млн рублей, и даже этих денег госбюджет не видит — тишина!
Компания «Сумма-Капитал» получает «Якутгазпром» за ноль копеек по допэмиссии. Что такое допэмиссия? Это средства, которые они внесли в уставный капитал «Якутгазпрома», и получили 98% акций, это все равно, что себе деньги одолжить. Например, вот вы сдаете в аренду квартиру, а арендатор обставляет ее мебелью и заявляет – «теперь это квартира моя, потому что я мебель купил в нее». Т.е. за 600 млн рублей, вложив самим себе деньги, «Сумма-Капитал» приобретает актив, который стоит сегодня 1 млрд долларов США. Это разве не нонсенс?
Почему это не расследуется и замалчивается, а любой человек, который поднимает эту тему, становится «интриганом», «критиканом», «человеком, который сводит счеты». Я просто возмущен происходящим.
«Туймааду-нефть», «Якутцемент», «Якутгазпром» продавать «вне закона», уводя деньги из государственного бюджета, — оказывается хорошо, а ставить вопросы о незаконных продажах и тому подобное — оказывается плохо!