Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов — о модернизации БАМа, росте грузооборота и туристическом значении КБЖД
Все большую актуальность в последние годы приобретает вопрос транспортной доступности Дальнего Востока и рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2014 году грузооборот дороги вырос на 4,9 процента по отношению к предыдущему году и на 1,9 процента к плану. Но в отличие от 2013 года, когда у нас были заторы и множество отставленных от движения поездов, в 2014-м магистраль полностью обеспечивала беспрепятственный пропуск всего поездопотока. Этому способствовали и технологические решения, и активное внедрение новых услуг.
— Расскажите о модернизации Байкало-Амурской магистрали. Какие ведутся работы?
— Модернизация Транссиба и БАМа идет полным ходом: прокладываются новые пути, реконструируются станции, с помощью современных технологий прорубается новый Байкальский тоннель длиной в семь километров. Конечная цель — пропускать по БАМу 27 пар поездов и перевозить 50 миллионов тонн грузов в год. То есть, вдвое больше, чем сейчас. Первый этап реализации проекта рассчитан до 2017 года. В нынешнем году планируем сдать первые объекты и запустить по ним движение. Примерно в сентябре по второму новому построенному пути участка «Предленский–Звездная» проследуют первые поезда.
— Что дает строительство второй ветви магистрали с точки зрения социально-экономического развития территории?
— Стратегическое положение магистрали, экономический потенциал района его прохождения настолько огромен, что, безусловно, в обозримом будущем принесет синергетический эффект не только для близлежащих регионов, но и страны в целом. Территория богата нефтегазовыми, угольными, железорудными, медными и другими месторождениями. Без транспортной доступности их разработка не представляется возможной. Поэтому мы говорим о том, что БАМ — это не только железнодорожный проект, он даст толчок развитию и другим секторам экономики страны.
Крупные инвестиционные проекты, связанные с разработкой месторождений, а также увеличение объемов погрузки рядом промышленных компаний, таких как «Востсибуголь», Коршуновский ГОК, предприятия лесоперерабатывающего комплекса, строящийся Тайшетский алюминиевый завод и новый целлюлозный завод в Братске, дополнительно создадут обширную грузовую базу уже в ближайшие годы.
Кроме того, при реализации проекта, рассчитанного на 2014–2017 годы, ВСЖД будет ежегодно перечислять в бюджет Иркутской области около 1,5 миллиардов рублей налогов. Для реализации проекта реконструкции в регионе будут задействованы 9,4 тысяч человек ежемесячно, что приведет к созданию новых рабочих мест.
— Насколько изменится грузопоток в 2015 году?
— Бюджетное задание по погрузке грузов ВСЖД на 2015 год — 68,6 миллионов тонн. Маркетинговые исследования рынка грузовых перевозок Восточной Сибири показывают, что эту цифру мы достигнем. Мы ожидаем большие, чем в 2014 году, объемы перевозок угля (+2,5 миллионов рублей), железной руды, бумаги, грузов в контейнерах, строительных и лесных грузов (+200 тысяч тонн). Правда, при этом на 2,1 миллиона тонн снизится погрузка сырой нефти со станции «Зуй» на Дальневосточную железную дорогу в адрес Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Причина — в завершении строительства трубопровода, соединяющего Хабаровский НПЗ с трубопроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан». Есть вероятность дальнейшего увеличения поставок пиловочника и пиломатериалов в Среднюю Азию и Казахстан — на 10–15 процентов. Объемы поставок щепы и балансов на предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России останутся на уровне 2014 года.
— В последнее время много говорят о всестороннем партнерстве с КНР. Есть ли предпосылки для роста грузооборота между Россией и Китаем?
— На ВСЖД ищут новые возможности расширения каналов экспорта в Китай. Для увеличения объемов транзита в КНР по территории Монголии мы регулярно прорабатываем рабочие вопросы и совершенствуем перевозочные технологии. Удобным форматом для международной работы стало трехстороннее совещание пограничных железнодорожных комиссий, куда входят представители транспортной отрасли трех государств — России, Китая и Монголии. Мы ищем совместные пути по совершенствованию работы пограничных пунктов, решаем задачи по технической передаче вагонов. Результатом стало увеличение внешнеторговых перевозок. В 2014 году общий объем транзита (импорта и экспорта) через Улан-Баторскую железную дорогу вырос на 17,5 процента по сравнению с 2013 годом и составил более двух миллионов тонн различных грузов. В основном это лесоматериалы и химические грузы.
В 2015 году предпосылки для роста погрузки сохраняются. Планируется, что в текущем году через транспортный коридор «Россия–Монголия–Китай» будет перевезено 2,1 миллиона тонн грузов. Всего же на экспорт в Китай с ВСЖД будет отправлено на все пограничные переходы более 10,7 миллионов тонн грузов. Росту грузооборота между Россией и Китаем будет способствовать реализация проекта по модернизации БАМа и Транссиба.
«Это колоссальный объем»
— В состав ВСЖД входит знаменитая Кругобайкальская железная дорога. Намерены ли в компании развивать туризм на КБЖД?
— В нынешнем году исполняется 110 лет Кругобайкальской железной дороге. Достояние отрасли, региона и всей России — «Золотая пряжка Транссиба». На КБЖД находится более 800 объектов культурного наследия. Безусловно, эта дорога имеет большие перспективы для развития туризма. Мы регулярно получаем предложения от наших коллег из Китая и Монголии об организации туристических маршрутов в Иркутск с посещением КБЖД. Интерес к этому уникальному месту высок и внутри России. Только в прошлом году КБЖД посетили более 10 тысяч человек. В этом году мы планируем организовать движение ретропоездов по Кругобайкальской железной дороге с использованием паровозной тяги.
Для доставки иностранных туристов из Монголии и Китая планируем организовать следование дополнительных вагонов до Иркутска в составах международных пассажирских поездов «Москва–Пекин» и «Москва–Улан-Батор». Популяризация железнодорожного туризма, в частности по КБЖД, принесет не только новый импульс в развитии ВСЖД, но и создаст благоприятные условия для экономики региона и укрепления культурных связей между Россией и иностранными государствами.
— Какие еще задачи стоят перед ВСЖД в 2015 году?
— Две самые большие сложности, с которыми предстоит справиться в нынешнем году — ремонтно-путевая кампания и северный завоз.
Ремонт на ВСЖД охватит 600 километров пути. Это колоссальный объем. Что здесь важно? Летне-путевая кампания — это всегда испытание с точки зрения организации движения. В прошлом году мы отказались от традиционных «окон» и перешли на технологию ремонта пути в режиме длительных закрытий перегонов. Преимущества нового способа неоспоримы. Однако инфраструктурные ограничения в связи с ремонтом требуют тщательно выверенных действий. Отказ техники или сбой в процессе могут невосполнимо разрушить график работы. А второго шанса у нас нет. Движение поездов очень насыщенное.
По поводу Северного завоза. Через станцию «Лена» ВСЖД осуществляет поставки не только жизнеобеспечивающих грузов для нужд населения крайнего севера, но и завоз материалов для строительства трубопровода «Сила Сибири». Ожидается, что в этом году поставка трубной продукции увеличится более чем в два раза. В предыдущие годы мы провели масштабную реконструкцию этой важнейшей станции и ее маневрового района «Портовая». И сегодня к наплыву груза готовы. Чтобы не допустить затоваривания и коллапса на станции и наладить бесперебойную работу железной дороги и речных предприятий, предстоит совместно с коллегами из «Газпрома» и Осетровского речного порта выстроить четкую логистику прохождения грузов по маршруту: железная дорога — порт — флот. Партнерский подход в решении вопросов, позволит нам повысить эффективность бизнеса и исполнить социальные обязательства.
Источник: http://expert.ru/