Началась история еще в марте 1999 года. В палатке, торгующей видеокассетами, сотрудники милиции произвели обыск. Само по себе странно, что УБОП занимался деятельностью, больше подходящей для отдела «К», ну да ладно, очевидно, более достойных дел у УБОПа, чем поиск продавцов, распространяющих видеопродукцию без соответствующего разрешения на территории Якутска, не нашлось.
В палатке милиционеры обнаружили денежные средства и материальные ценности, которые продавец палатки Самусиков по настоянию незваных «гостей» добровольно выдал. В присутствии двух понятых был составлен акт, изъято 184 видеокассеты, а также 57 000 рублей. К слову, в 1999 году на эти деньги можно было купить однокомнатную частично благоустроенную квартиру.
По факту было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении неустановленного лица. Очевидно, искали долго, упорно и тщетно, приостановив производство «в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых». Самусиков по делу привлекался исключительно в качестве свидетеля.
Наконец, в июне 2010 года в деле было отказано в связи с истечением срока давности. Без малого 10 лет Самусиков не просто намекал, но просил, что неплохо бы вернуть ему деньги. В возвращении видеокассет не было смысла — за это время они перестали быть материальной ценностью.
Логично, что пока в деле не отказано – изъятое должно храниться в качестве вещественных доказательств. Однако и после отказа денег никто возвращать не собирался – все делали удивленные глаза и пожимали плечами.
В декабре 2011 года Самусиков подал заявление в СУ СК России по РС(Я) по поводу некогда изъятых и не возвращенных ему денежных средств.
Очень скоо увидело свет и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное следователем СО по г. Якутску СУ СК России по РС(Я) Алексеевой.
«Опрошенные по данному факту следователи Кислицин, Громацкая, Аммосова, Эртюкова, в чьем производстве находилось уголовное дело… пояснили, что в связи с истечением длительного периода времени – более 10 лет, не помнят обстоятельств расследования уголовного дела, а также движения вещественных доказательств и денежных средств
Оперуполномоченный УЭБ и ПК МВД по РС(Я) Погодин пояснил, что 5 и 6 марта 1999 года он изымал денежные средства и материальные ценности у Самусикова, после чего они были переданы следователю Кислицину, при изъятии и передаче уголовного дела другим следователям, изъятые денежные средства и материальные ценности передавались следователям, принявшим уголовное дело к своему производству».
(Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела)
В общем, дело прекратили, потом возобновили, но так как Самусикову деньги так и не вернулись, то дело кончилось ничем.
Следователь Кислицин переформатировался и стал адвокатом. Мы связались с ним по телефону, но, сказав лишь о том, что он не был последним следователем в этом деле, он отказался от дальнейших комментариев.
Вероятно, сотрудники МВД провели массу нескучного времени, просматривая изъятые «вещдоки», а вопрос: кто оказался ловкачом в погонах, так непыльно положившим чужую денежку в карман? – остался открытым.
Мне возразят, мол, и времени прошло немало, и УБОП приказало долго жить, да и сейчас за эти деньги квартиру уже больше не купишь. Но осадок то остался. И, несмотря на смену аббревиатуры УБОП на УЭБ, – тень ложится на все МВД по РС(Я). Ведь если изложить историю в одном предложении, оно звучит так: сотрудники полиции забрали у гражданина большую сумму денег и возвращать не собираются.
Так вот вопрос, который был задан вначале – чем отличается сотрудник полиции от преступника — не такой и глупый, как могло показаться вначале.