Но сами оленеводы предпочли жить здесь же у праздничной площадки рядом с оленями в своих привычных чумах. Так как это место находится рядом с поселком, все же существовала опасность нападения собак или возникновения других казусов. Олени очень беспокойные животные, могут и сбежать.
К сожалению, нам удалось побывать только на мероприятиях первого и второго (основного) дня празднования и успели увидеть конкурс вокалистов, выставки, состязания мастериц, среди чумов и оленьи бега. Последнее — зрелище неописуемое. Такого огромного количества оленей я не видела давно. К тому же почти все упряжки были со своими уникальными украшениями. Также красиво в национальные одежды нарядились и жители Саккырыра – от мала до велика.
Даже местный врач с ног до головы был одет в меховую одежду, и отличить его от обычного оленевода можно было лишь по повязке на руке и заплечной сумке с красным крестом и полумесяцем. А воодушевленный настрой людей, пришедших на праздник, чувствовался чуть ли не на ощупь. Вкус праздника нам тоже удалось уловить. В каждом чуме для своих и гостей хозяйки накрыли щедрые столы, за которыми мог угоститься каждый. Были здесь только местные блюда из оленины и таежной дичи, приготовленные на костре и железной печке в палатке. Особенно было удивительно пить чай с оленьим молоком, напоминающим по густоте сливки и даже сгущенное молоко. Каждое блюдо чумработницы подавали гостям, не уставая рассказывать, как их можно приготовить.
Недаром Эвено-Бытантайский славится бережным отношением к своим традициям.
Соревнования проходили среди ветеранов, мужчин, женщин и детей. Поразило то, как оленеводы справляются со своими животными. Олени пугливые, к тому же мало поддаются дрессировке, своенравные. Что захотят, то и делают. Это мне рассказали местные жители. Поэтому нельзя никогда предугадать кто выиграет забег. Хотя есть такие оленеводы, которые ежегодно удостаиваются первых мест. Значит, знают какие-то секреты мастерства погонщика. Но их мало. Это было видно на каждом старте. Как только давался старт, на беговой дороже начиналась такая сумятица, что и не разберешь, куда собирается бежать олень. Особенно не слушались олени женщин и детей. Поэтому мужчинам приходилось добежать до упряжки, взять ведущего оленя под уздцы и бегом направлять на правильную дорогу. Еще узнала, что если впереди идущая нарта выбывает из гонок, а это чаще всего случается при опрокидывании нарт, ездок должен тут же подняться и бежать со своими оленями до финиша. Если он остановит оленей или пойдет медленным шагом, то же самое сделают и другие олени. Вообще это животное стадное, поэтому быстро сбивается в кучку и начинает бежать по кругу. Тут уж от оленевода зависит, как вытащить своих оленей из такого водоворота. Заметила, что оленеводы, хотя и ведут свое хозяйство все тем же неизменным древним способом, вносят свои инновации в повседневность. Лучше традиционной меховой одежды еще никто ничего не придумал. Так вот наряду с такой одеждой, которую мастерицы стараются приукрасить всевозможными узорами, шитьем по меху, оленеводы все как один носят светоотражающие очки а –ля альпинисты. Эти очки спасают зрение весной, а еще от снежной пыли, так как закрывают почти половину лица человека. Еще одна инновация — на кончиках шестов погонщики, оказывается, надевают резиновые шляпки от костылей. Видимо, чтобы не поранить оленей при езде на долгие расстояния, когда животных надо все время погонять.