Уполномоченному по правам ребенка, в министерство образования и в редакцию поступило письмо от родителей учеников второго класса одной из школ Якутска.
В письме говорится о том, что программа «Планета знаний», по которой обучаются их дети, не согласовывалась с ними, дети не могут ее усвоить. «Дети просто не понимают, чего от них хотят. Кроме того, в учебных пособиях масса ляпов и опечаток. Все дается быстро, скомкано. В учебниках по русскому языку не найти ни одного нормального правила, понятного ребенку. Дети вынуждены после школьных занятий готовить домашние задания по три-четыре часа… В результате из 34 учеников успевают только 6, остальные программу «Планета знаний» не осваивают».
Большую площадь в письме заняла конфликтная ситуация с учителем и недовольство уровнем и качеством преподавания.
11 подписавшихся под письмом родителей, столкнулись с встречным письмом, с подписью уже 21 родителя из того же класса, утверждающих обратное: учитель замечательный, как и сама программа. Задача со многими неизвестными: почему треть родителей не устраивает качество обучения?
Впрочем, поговорив со сторонами, мы решили абстрагироваться от конфликта (тем более, в школе уже проводится всесторонняя проверка), и углубиться в саму программу. Пошарив по сайтам, я, мама двух школьников, открыла для себя такие «дали», о которых и не подозревала.
Планета Незнаний?
Интересно, владеют ли интернетом создатели и разработчики подобных программ, и работники Министерства образования, одобрившие программу? На различных родительских и образовательных сайтах можно найти огромное количество отзывов родителей, чье коллективное мнение таково: Эта программа «Планета незнаний» специально разработана для оглупления наших детей. В общий хор вливается робкий ручеек голосов родителей и педагогов, ратующих за программу.
Вот всего лишь несколько высказываний:
— Программа жуткая. Только с репетиторами сумели преодолеть тот трэш, который остался в голове моего сына за полтора года обучения. Эта странная в своей нелогичности программа, полная ляпов и ошибок.
— Нарушены все нормы возрастной психологии. Математику изучают от сложного к простому, а не наоборот. У ребенка постепенно формируется раздвоение мышления, когда ребенок, едва войдя в мир абстракции (соотнеся количество с символом – цифрой) уже должен рисовать и вводить новые символы – алгебраические и математические. И это называется ноу-хау. Обилие картинок, поиск исключений в картине мира – все нацелено на то, чтобы ребенок не мог представить целостного, а застрял на частностях. Некоторые дети становятся элементарно необучаемыми к четвертому классу. Ненавидят математику и родной язык.
— Учимся с сынулей в четвертом. Самим пришлось объяснять, что такое периметр. Недавно решали задачку про огненного коня, который летал по небу и ходил по земле. Я, со своими двумя высшими решила неправильно». Без интернета вообще не учимся.
— Оценки и знания находятся на разных плоскостях. Оценки хорошие не потому, что программа хорошая, а потому, что дома родители все заново объяснили, воспользовавшись учебниками, по которым еще их учили. А кому не объяснили – погрязли в тройках.
— Бред? Ни в коем случае – типичное вредительство. Программа для создателей программы. Есть, к примеру, занятная такая задачка про людоеда, который грыз металлическую игрушку и ломал зубы (напоминает: мыши плакали, кололись и продолжали есть кактус). Во второй задачке людоед ест орехи, среди которых попадаются гнилые. Вопрос к созданию этого чуда – где вас найти? Приеду – поклонюсь в ноги. Протащить это на уровне министерства – великое искусство мошенничества.
— «Планета знаний» нацелена на то, чтобы у российских детей не было шанса стать грамотными людьми.
— Задание для детей первого класса: геометрическая фигура на букву «Л». Оказалось – линейка. Составителям — большой минус. Если надо привести к отупению начальную школу, «Планета знаний» с успехом с этим справилась. Это вынос мозга далеко и надолго.
Возможно, лично я была бы не столь категорична в оценках по поводу огненного коня, к примеру. Это красиво, развивает воображение, но сама задача оказалась неудобоваримой, как, к примеру, и эта, про дворника, очевидно, экстрасенса, сумевшего по пыльным отпечаткам определить высоту.
На первый взгляд задание в учебнике «Окружающий мир» для второго класса нарисовать хруст снега или шелест листьев, тоже кажется интересным, развивающим фантазию и воображение… Но попробуйте сами! Задание, достойное кисти разве что Левитана, но никак не для несчастного первоклашки, от которого разработчики требуют изобразить звук. Да и задачки про доброго людоеда, надо сказать, поражают воображение…
Замодернизировали…
Подобные перлы можно увидеть и в других программах, но их, очевидно, на порядок меньше. А вот, к примеру, задача из Всероссийской олимпиады за восьмой класс.
Очень веселая задачка, прямо обхохочешься. Никто из разработчиков, очевидно, не увидел в ней ничего кощунственного. А почему бы не решать с таким же успехом задачки про глухих, слепых, безногих? Очень креативно, весело, задорно, усваивается быстрее…
Или откровенный ляп про Фому и Ерему:
Опять же в одной из методичек по дополнительным занятиям по математике, уж не помню за какой класс, детям предлагалась задача об отряде мальчиков, которые пошли купаться. В итоге трое из них начали тонуть. Детям предлагалось посчитать, сколько останется детей, если кто-то выплыл, не выплыл, кто-то кого-то спас и т.д. Жуткая трагедия подается с убийственной будничностью, как нечто повседневное. Что это? Желание погрузить детей в жизненные реалии? Для предотвращения настоящей трагедии, мол, не ходите дети одни купаться? Возможно, кто-то возразит: так интересней. В таком случае, еще интересней решать задачку про расчлененные руки и ноги. А что? К примеру, у каннибала была привычка коллекционировать уши съеденных людей. Тут просто богатейшее поле для фантазии! Ведь, главное, чтобы ученик освоил материал. Но ведь ребенок при этом может освоить и нечто другое…
Но вернемся к «Планете знаний». В экспертном заключении об отличительных особенностях УМК «Планета знаний», начальника автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования СВФУ Н.И. Захаровой сказано:
«Практический комплекс соответствует современным требованиям, разрабатывался в рамках модернизации российского образования. Ведущей целевой установкой является развитие личности младшего школьника…. Следует отметить единство структуры учебников по всем классам и предметам, единство сквозных линий типовых заданий, единство подходов…» В общем, в заключение много умных слов, приводящих мысли: А хорошая программа, че. Рекомендованная и так далее.
В общем, все эти рассуждения, как метко сказано одним из родителей, сводятся к анекдоту:
— Специалисты утверждают, что народ стал жить лучше.
— А люди не согласны.
— Ну, так они же не специалисты…
Так, заглядывают ли специалисты министерства образования в интернет? Многим было бы очень полезно. Так же полезно, как вывесить в коридорах деятелей по школьным учебникам огромный лозунг: «Осторожно, дети!»
К слову, очевидно «модернизация российского образования» и привела к тому, что «Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах. Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.
В 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место. Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65» (По данным открытых источников).
Ну, что еще можно сказать… Бедные дети…