До проведения аукциона управление на праве хозяйственного ведения осуществляло ГУП «Комдрагметалл РС(Я)». Единственным участником аукциона выступил ООО «Парк Актив», входящее в «цементный» концерн «Парк групп». В этом же концерне состоит и «Востокцемент». Это дальневосточная компания, которая и будет курировать производство якутского производителя. В интернет-сообществе новость о продаже государственной доли вызвала немалый ажиотаж. Якутян смутила низкая стоимость продажи – 400 млн рублей, тогда как во время последней продажи акций, принадлежавших известному «московскому якуту» Александру Аммосову, их цена составляла в разы больше от суммы состоявшегося аукциона. За комментариями мы обратились к руководителю «Якутцемента».
Алиш Забид-Оглы Мамедов, народный депутат Якутии
— Кто сегодня настоящий владелец «Якутцемента»?
— Александр Егорович был акционером нашего предприятия на протяжении восьми лет и не дал развалиться производству во время экономических потрясений. Большое спасибо ему за это от лица всех наших сотрудников. Информация, распространенная в интернете не верна. Аммосов еще два года назад продал свою долю акций нашего предприятия. Именно «Востокцемент» их тогда и выкупил. И к состоявшемуся аукциону он не имеет никакого отношения.
— Как вы реагируете на нападки, что аукцион состоялся как-то слишком быстро и провели 10 января сразу после новогодних каникул?
— Здесь тоже ошибаются – как можно быстро провести такой серьезный аукцион? Спешки не было, поверьте. Это был планомерный процесс. За все время, с 1998 года, у нас сменилось 26 акционеров: и банк «Сир», «Сахаинвест» и другие. Это не трагедия, а всероссийская тенденция. Наши российские коллеги, а их количество насчитывает 48 тысяч, давно уже вошли в состав крупных компаний. Мы, якутяне, можно сказать, даже запоздали. «Якутцемент» — небольшой завод по масштабам страны и боролся один против рынка, чтобы обеспечить доступные цены якутянам . Факторов ценообразования много в нашей республике. Сравните цифры: у нас стоимость кубометра цемента в силу ряда особенностей составляет 6 800 рублей, тогда как в Дальневосточном округе – 2 тысячи. А если доставлять оттуда, то нужно прибавлять за доставку более четырех тысяч.
— Потребители волнуются, что теперь новый хозяин-монополист сможет поднять цены на стоимость цемента, что приведет к повышению стоимости жилья в Якутске.
— Ценообразование регулирует не государство и даже не рынок. Есть закон о монополии, он реально действует. УФАС регулярно контролирует, мониторит цены. Непомерное завышение цен, как вы говорите, просто невозможно. Как руководитель предприятия скажу, что я за стабильность производства. И ратую за то, чтобы мои сотрудники были уверены в завтрашнем дне, получали заработную плату вовремя, производство развивалось. Через три года при встрече, уверен, вы сможете сказать: «Алиш, ты был прав!».
А что мы еще продаем?
ОАО «Якутзооветснаб», 26% уставного капитала. Уставный капитал 12 млн рублей.
ОАО ГСМК «Сахамедстрах», 61,016%. Уставный капитал 116 млн рублей.
ОАО «Вилюйавтодор», 51%. Уставный капитал 28 млн рублей.
ОАО «Сахафармация», 25%+1. Уставный капитал 20 млн рублей.
ООО «Микс Мастер», 100%. Уставный капитал 1,8 млн рублей.Кроме того, в перечень объектов, подлежащих приватизации, вошло здание автозаправочной станции площадью 312,8 кв. м в Олекминске. 11 октября 2013 года вышел указ президента Якутии Егора Борисова о продаже 75% акций авиакомпании «Якутия». Помимо уже вошедших в план «лотов», перечисленных выше, своей очереди дожидаются другие республиканские предприятия, которые планируется продать полностью:
ОАО «Нерюнгринская птицефабрика», уставный капитал 354 млн рублей.
ОАО «Дирекция по строительству железной дороги «Беркакит — Томмот — Якутск», уставный капитал 544 млн рублей.
ОАО ФАПК «Сахабулт», уставный капитал 354 млн рублей.
Афанасий Егоров, руководитель пресс-службы администрации президента и правительства РС(Я):
— Продажа проблемных государственных предприятий — общий тренд по стране. Напомню, еще осенью премьер-министр Дмитрий Медведев предупреждал, что ожидается сложная ситуация в экономическом плане, прогнозируется рост безработицы в стране. Мы опускаемся в стагнацию. В такие времена проблемные активы лучше отдать более эффективному собственнику в частные руки. Приватизация способствует оздоровлению предприятий.
Виктор Губарев, вице-спикер Госсобрания Ил Тумэн РС(Я) (КПРФ):
— Мы категорически против! Как можно продавать «Сахабулт»? Неужели нельзя при должной государственной поддержке обеспечить предприятие работой? Конечно, можно. У нас в год свыше 60 тысяч китайских шуб продается, спрос очевидный. Говорят, что придет частный инвестор, вложит деньги и поднимет предприятие — это ерунда, я в эти сказки не верю. «Сахабулт» без господдержки не выживет; продав его, мы потеряем предприятие. Что касается Нерюнгринской птицефабрики, это очень сложная в санитарном отношении организация. Такое предприятие опасно передавать в частные руки. Вообще, если мы говорим о приватизации, то давайте затронем и вопросы национализации. Многие предприятия, получившие большие минерально-сырьевые ресурсы в Якутии, каждый год снижают план работ. Только по итогам этого года бюджет республики недополучит более 7 млрд рублей налога на прибыль от «Сургутнефтегаза», «Якутугля», золотой промышленности и т.д.
Источник: NR2.ru: http://www.nr2.ru/ykt/472212.html
Андрей Фитисов, глава МО «Нерюнгринский район»:
— Мы все сейчас живем по законам рынка, они диктуют условия выживания. И если, на взгляд нашего правительства, некоторые предприятия считаются убыточными — это не повод от них избавляться. Может быть, виновато все-таки их неэффективное руководство? Какая разница, будут управлять государственные управляющие или частный владелец? Условия выживания в рыночных условиях практически одинаковы. Я отношусь критически к внесению в список продаж нашей нерюнгринской птицефабрики, ставшей республиканским брендом. Но принятое правительством решение уже не оспоришь.