Об этом и о многом другом, касающемся сельскохозяйственного производства, шел разговор сегодня на специальной пресс-конференции министра сельского хозяйства и промышленной политики республики Ивана Слепцова.
В целом, разговор получился предметным и касался буквально всех сфер сельского хозяйства республики – начиная от мелиорации земель, строительства овощехранилищ и заканчивая государственной политикой в сфере поддержки сельского хозяйства, рентабельности всего агропромышленного комплекса и технического перевооружения производства. По словам министра большая работа проводится во всех направлениях и уже есть предпосылки к появлению точек роста в некоторых улусах республики по животноводству, овощеводству и даже оленеводству. Но и проблем немало.
Пожары неизбежны
Отвечая на вопросы журналистов, министр пояснил, что в селе Томтор Мегино-Кангаласского улуса погибли 137 коров в результате пожара в старом коровнике. Строение 1979 года не имело пожарной сигнализации, так как провести ее было просто невозможно. Живность ранее была застрахована, но полис был просрочен. В связи с этим по инициативе министерства и муниципального образования началась акция по восстановлению поголовья из других хозяйств улуса. Два хозяйства уже передали по десять коров, общий план составляет не менее 90 голов. К сожалению, такая пожароопасная ситуация имеет место и во многих хозяйствах республики, пояснил министр. А все из-за того, что многие годы коровники не строились. В старых пожарную сигнализацию провести невозможно. А соответствующую охрану не могут обеспечить селяне из-за простой нехватки денег. Но в последние годы благодаря специальной программе министерства строительство новых коровников начата. С привлечением банковских кредитов, с помощью госбюджета и муниципальных образований различными способами, в том числе хозспособом, строятся скотопомещения, рассчитанные на 50 и до 400 голов. В том же Мегино-Кангаласском улусе в этом году ввели животноводческий комплекс на 400 голов.
Телят пришлось забить
Еще одним из острых вопросов стало обсуждение причин и последствий экстренного забоя 70 телят в Чурапчинском улусе осенью этого года. Телят красной степной породы Чурапчинское СХПК приобрело и привезло из Алтая. Ветеринарное свидетельство при ввозе свидетельствовало, что живность здорова. Но при проверке здесь оказалось, что два теленка больны лейкозом крови. Из-за этого в срочном порядке пришлось забить все 70 голов. Будет ли возмещен ущерб СХПК решат судебные разбирательства, которые продолжаются по сей день.
Олени сбежали, но их вернут
Как известно, в Оленекском улусе вслед за дикими собратьями сбежали со своих стад домашние олени. Как пояснил министр, 400 голов из них уже возвращена, за остальными ведутся поиски. В этом оленеводам помогают радио ошейники, имеющиеся на некоторых особях. Кроме этого, чтобы не допустить в будущем такие потери, стада будут усилены штатами оленеводов, средствами слежения и другой поддержкой.
Алтайские коровы дали эффект
В недавнем прошлом к нам в республики, а именно в Мегино-Кангаласский улус были завезены 200 голов крупного рогатого скота красной степной породы из того же Алтая. В результате естественного размножения уже сейчас их поголовье выросло до 252 особей. К тому же коровы продолжают давать по 15 кило молока в день. «Да, коровы при переезде испытали некоторый стресс, но сейчас акклиматизировались, им дают витамины. Рост поголовья и объемы получаемого молока свидетельствуют о том экономическом эффекте, который мы получили от этого приобретения», — озвучил министр.
С волками разговор строгий
Волки наносят повсеместно в республике большой урон сельскому хозяйству. В связи с этим первые три месяца нынешнего года были объявлены месячниками борьбы с серыми хищниками. В результате этого только за январь-март было добыто 700 голов. Ранее в год добывалось не более 500 особей. По словам министра в республике сохраняется популяция от 3 до 5 тысяч волков. «Добыча будет продолжена, но и не надо забывать, что волки нужны природе. Это санитары леса», — напомнил Иван Иванович.
Падеж лошадей предупрежден
В связи с долгой оттепелью в республике сохраняется неважная обстановка с зимней тебеневкой лошадей. Особенно острая ситуация сложилась в Вилюйской группе улусов. При невозможности самостоятельно добыть сено из-под снега из-за ледяной коросты, образовавшейся над почвой, лошадям может грозить гибель от бескормицы. Чтобы не допустить этого, в республике организован подвоз сена, зернофуража и комбикормов по заявкам муниципальных образований. Транспортировка полностью субсидируется, хозяйства выкупают только корма. Стоимость их составляет 10 тысяч рублей за тонну зернофуража и 11 тысяч – за тонну комбикорма. Качество сена, на которое жалуются улусы — получатели, по словам министра, находится на контроле.
Каждому по молоку
Не преминули мы задать министру вопрос наших читателей о величине субсидий на молоко и усовершенствовании механизма получения этой помощи. Как разъяснил Иван Иванович, со следующего года схема субсидирования будет кардинально изменена. Кто содержит больше коров и сдает больше молока, будет получать помощь до 35 рублей на литр. То есть по специальным индикаторам эффективности. Такой уравниловки, то есть единого размера доплат на литр молока, как сейчас, уже не будет.
С кадрами у нас все в порядке
Министр развеял бородатую песнь всех и вся о том, что молодежь не хочет жить и работать в сельской местности. Благодаря институту сельхоз менеджеров молодые специалисты уже с удовольствием стали выбирать местом будущей работы село. Но если ранее контракт заключался с ними на 1 год, то сейчас – на три. Имеются также дополнительные ежемесячные доплаты всем молодым специалистам, которые после окончания учебы работают в сельском хозяйстве. Только в этом году на эти субсидии израсходовано 39 млн рублей. Также, приняв участие в конкурсе «Начинающий фермер» 50 из 150 заявленных получили помощь в виде полутора миллионов рублей. По мнению министра все это указывает на то, что интерес у молодежи к сельской жизни намного повысился.
Почему рыба такая дорогая?
Журналисты поинтересовались высокими ценами на рыбу и мясо местных производителей. К примеру, на рынке в Якутске одну рыбу на строганину можно купить за 700 рублей килограмм. Мясо стоит чуть дешевле, но и это неподъемная цена для многих горожан. Иван Иванович разъяснил, что цена на подледную рыбу складывается из его стоимости в улусе (250 рублей),доставки (150 рублей), цены на разгрузку-погрузку (50 рублей), торговых надбавок и оплаты труда посредников. Но по мере открытия наземных путей, успокоил министр, стоимость рыбы снизится. Что касается мяса, то план по его заготовке составляет в этом году 80 тысяч голов. Потребность же республики около 100 тысяч тонн. Как известно, со следующего года подворный забой скота в республике должен быть ограничен или запрещен. В этой части министр пояснил, что это требование ВТО и работа по строительству специальных забойных пунктов в населенных пунктах проводится. Таким образом, уже совсем скоро уйдет в историю метод топора и ножа, повсеместно применяемый при забое и разделке мяса.
В целом, повествуя о ценах на местную продукцию, министр озвучил, что цены диктует рынок. А он лично заинтересован в том, чтобы местная продукция стоила дорого и селяне за свою тяжелую работу получали достойную прибыль.