Но из-за обмеления реки и раннего ледостава ГСМ, продукты питания, товары первой необходимости, строительные материалы не были доставлены вовремя.
Автотранспортный зимник в лучшем случае заработает только в ноябре — декабре. В данный момент для доставки грузов задействованы специальные авиарейсы, на что ожидается потратить дополнительно 200 миллионов рублей из госбюджета Якутии.
Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) сейчас проводит проверку по факту срыва завоза. По мнению некоторых депутатов, это случилось по халатности руководителей некоторых ведомств. Ситуация, повлекшая огромные расходы из-за привлечения авиатранспорта и военных вертолетов для переправки грузов, напоминает басню Крылова «Лебедь, рак и щука».
Виновных в списке оказалось достаточно, но они все валят друг на друга, а в итоге страдают более 12 тысяч человек, проживающих в труднодоступных районах республики. Все убеждены в том, что меры следовало предпринять еще в летний период, а не бороться сейчас с последствиями.
Указ о продлении навигации до 15 октября нельзя считать адекватным ответом на капризы природы: по прогнозам метеорологов и МЧС ледостав на реке традиционно ожидался уже 3-5 октября, что и случилось в этом году.
В результате на реке Индигирка были эвакуированы экипажи 17 судов Ленского речного пароходства, а сами сухогрузы были заблокированы льдом, так и не добравшись до пункта назначения. Из-за обмеления северных рек сухогрузы были заполнены только на 50 процентов. Дноуглубительные работы проводит ФБУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ЛГБУ), которые не были проведены вовсе либо в неполном объеме.
На прошлой неделе в ведомстве прошли обыски в рамках уголовного дела, возбужденного еще 31 октября прошлого года. Предыстория возбуждения этого дела, насчитывающего сумму хищений в 330 миллионов рублей, имеет подозрительную подоплеку, с которым разберется следствие. Вышедший на пенсию руководитель ЛГБУ Юрий Долженко незадолго до своей смерти написал заявление в транспортную полицию о необходимости проверки.
По его мнению, огромная сумма денег, выделенная в рамках программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)», была использована не по целевому назначению. Проведенная проверка подтвердила, что работы фактически не были выполнены. К слову, единственный земснаряд, проводивший дноуглубительные работы на Индигирке, не справился в этом году с поставленной задачей, а привлечь дополнительную технику не было возможности просто ввиду его отсутствия.
ДРАКИ ЗА ОВОЩИ
У нас рядом с поселком застряли три судна. Спецрейсами завезли 45 тонн овощей, которые раскупили тут же. Ожидаем поставку еще 90 тонн. К нам прилетала правительственная комиссия, меры принимаются.
Волнение жителей понятно, но сейчас успокоились. Освещение, потопление осуществляется в полном объеме. Правительство пошло на беспрецедентную меру, расширив перечень социально значимых товаров, которые будут завозиться к нам субсидированными рейсами», — сообщила нашему изданию Александра Манзик, глава административного центра Аллаиховского района — поселка Чокурдах. Но при этом достоверно известно, что в отдаленные села из-за бездорожья помощь еще не пришла.
Тяжелая картина сохранялась до недавнего времени в соседнем Абыйском районе, в поселке Белая Гора, чьим жителям приходилось в буквальном смысле драться за продукты питания. Овощи завозились компанией «Туймаада Агроснаб».
Продажа картофеля, моркови, капусты сопровождалась скандалами и дракой, что приходилось вызывать полицейский патруль для наведения порядка.
У жителей вызвало возмущение то обстоятельство, что возможность купить продукты предоставили только работникам бюджетных организаций, которые закупали впрок, в том числе, для своих друзей и родственников, не попавших в список.
В данный момент жители Абыйского района ожидают следующий завоз овощей, но лишь в том случае, если ОАО «Туймаада Агроснаб» найдет 6,5 миллионов для доставки продуктов уже авиатранспортом. Ожидания северян может разочаровать другая информация о том, что предприятие является должником другого предприятия «Сельхозтехника Якутии» в размере 46263501,20 рублей, имеет задолженность по оплате труда своим сотрудникам и, как утверждают источники, находится на грани банкротства. Директором предприятия является Илья Афанасьевич Борисов, брат Президента РС (Я) Егора Борисова.
ДОСОК НЕТ ДАЖЕ НА ГРОБЫ
Пока правительство рапортует, что за ценами строго следит Госкомцен-РЭК РС(Я) и местные администрации, в северных районах Якутии из-за нехватки и возникшего ажиотажа возник скачок цен на продукты.
Приведем пример сложившихся этой осенью цен в п. Тикси: картофель – 210 руб, капуста — 120-130, морковь – 190, лук – 170, яблоки – от 220, колбаса – от 500 до 1100 руб (речь не идет о деликатесных сортах), мандарины – 270-290, виноград – от 300, молоко (1 литр) – 130-150. Другие молочные продукты завозились с августа только два раза (!) по цене 180 рублей за 0,5 л сметаны, творог на прилавках и вовсе отсутствует.
Коммерсанты спекулятивными ценами пытаются компенсировать свои убытки, понесенные в результате срыва северного завоза. И сейчас, рискуя жизнью, в погоне за выгодой, на буране по тонкому льду пытаются вывезти свой груз с судов, застрявших на Индигирке.
Жители 16-квартирного дома, который должны были сдать осенью этого года в Белой Горе, не дождутся новоселья. Причина – стройматериалы застряли во льдах.
Более того, у ритуальных служб возникли проблемы с досками для изготовления гробов.
Что тут говорить? Так и получается, что для завоза солярки, газокоденсата, овощей и обычных досок в северные районы Якутии из-за несвоевременно принятых решений в ЛГБУ сжигаются тонны дорогостоящего авиационного керосина. Но нам к этому не привыкать. Ведь кроме проблем с северным завозом ежегодно республику настигают «огонь, вода и медные трубы», в якутской интерпретации: «пожары, наводнения и мерзлые трубы». Государство терпит убытки, а виновных по-прежнему нет…
Но не это сейчас главное. Крайне возмущает в случае со срывом северного завоза то, что люди, вынужденные по факту своего рождения, в силу профессии или других жизненных обстоятельств, жить в сложнейших природно-климатических условиях, подвергаются такому унижению, как недостаток самых обычных продуктов в магазинах. И это в 21 веке!