К слову сказать, желание послушать орган преследовало меня в течение последних 13 лет. Впервые соприкоснуться к волшебным звукам органа удалось в Риге, в Домском соборе. Случайно заглянув на экскурсию, попала на репетицию органиста. Ощущение бесконечности, безграничности Вселенной через передаваемое органное глубинное, богатое звучание, льющееся откуда-то сверху, вызвало учащенное сердцебиение. С тех пор орган, не зря используемый для музыкального сопровождения проповедей, литургий в католических церквях, стал для меня самым мощным, притягательным и загадочным инструментом.
В Якутске находится единственный старший собрат всех клавишных инструментов во всем Дальневосточном федеральном округе и радует любителей музыки и католических прихожан уже два года. А ближайший от Якутии орган находится в Иркутске. Самый «северный» орган по размерам гораздо меньше своих собратьев, у которых труб насчитывается почти 29 тысяч.
Отец Ян:
— Инструмент был принят в дар от немецких католиков. В силу некоторых причин там была закрыта церковь, и орган было решено отправить в дар либо в Баку, либо в далекую Якутию. Предпочтение отдали северной столице. Нашему органу до этого момента пришлось пройти немало испытаний: выдержать 40-градусную жару и 60-градусный якутский мороз. Возникли проблемы с таможенной оплатой. Мы были вынуждены объявить сбор средств, чтобы его выкупить. А до тех пор, пока это не удавалось, уникальный инструмент хранился в ненадлежащих условиях, из-за чего пострадал. Но к радости, мы сумели спасти и сохранить орган. И теперь якутяне имеют возможность прикоснуться к прекрасному миру органной музыки.
Аскетическое убранство нашей католической церкви добавило концерту особенную одухотворенность. Для новичка покажется непривычным органный концерт из-за отсутствия привычного театрального антуража, новизны ощущений. Музыкант, которого ты видишь только через видеопроектор, ты и музыка, наполняющая атмосферу звуками безграничной Вселенной, придающая слушателю ощущение полета, бесконечности мироздания. В конце вечера зрителей ждал особый сюрприз – органная импровизация на известную песню «Якутяночка». Знакомая каждому северянину мелодия легко легла на партитуру и обрела совершенно невообразимое звучание в вариации Кремера.
После концерта Лео Кремер любезно согласился ответить на наши вопросы.
— Господин Кремер, позвольте поблагодарить вас за чудесные мгновения общения с музыкой. Вы в Якутии в первый раз?
— Да, в первый, но думаю, не в последний. У нас прошло несколько совместных репетиций с вашим оркестром, есть большие планы на будущее. Якутская филармония пригласила меня в качестве дирижера дать несколько концертов. Я в предвкушении будущей совместной работы.
— Можно ли назвать органистов элитой музыкального клавишного мира? Сколько необходимо учиться, чтобы стать хорошим органистом?
— Я учусь каждый день и буду продолжать это всю свою жизнь. Органистов на самом деле в количественном плане в мире меньше, чем других клавишников. В силу исторических причин особенно сильная школа сложилась в западноевропейских странах, в частности, в Германии и Франции.
— Классики оставили богатое наследие. Произведения Баха, Мендельсона, Генделя, Моцарта по-прежнему волнуют сердца любителей музыки. А есть ли современные композиторы, которые пишут именно для этого сложного инструмента?
— К счастью, есть, их немало. Нет развития без движения вперед. Поэтому органная музыка будет жить и задевать душевные струны своих слушателей еще многие годы.